Чтобы помочь пациентам, оказавшимся в такой ситуации, и их родственникам, в столичных стационарах создается новая служба. Социальные координаторы, из которых она состоит, с марта этого года берут на себя немедицинские вопросы: найти родных попавшего в аварию на дороге и сообщить им о беде, помочь восстановить документы, позаботиться о том, чтобы после лечения больного встретили дома.
По словам заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой, службы социальных координаторов созданы уже в 17 больницах, а до конца года заработают во всех клиниках департамента здравоохранения Москвы. Неотъемлемой частью они станут и в деятельности скоропомощных стационаров, которые в 2023 году откроются на территориях шести больниц города.
Мария Смирнова, старший координатор городской клинической больницы им. Ворохобова, рассказала "РГ" об особенностях работы соцработников в белых халатах: "Наша клиника скоропомощная, в ней имеется отделение психосоматического состояния. В него нередко попадают больные прямо с улицы - с деменцией, потерей памяти, другими заболеваниями. У них может не быть ни паспорта, ни телефона... Как узнать, кто этот человек? Связываемся с городскими социальными службами - их сотрудники таких пациентов лучше всех знают в лицо".
Не всегда просто определить, в какой именно помощи нуждается больной. "Однажды к нам поступил пациент, который не слышал и не говорил, - вспоминает Ольга Бондарева, соцкоординатор городской клинической больницы N 52. - Чтобы понять, в чем он нуждается, мы пригласили сурдопереводчика. В результате сделали все, о чем просил мужчина".
Нередко в больнице оказываются одинокие люди, которым нужна помощь после выписки. На время после операции им могут прикрепить социального работника, который берет на себя часть обязанностей по дому, а при необходимости дают и путевку в геронтологический центр. Помогут, если нужно оформить инвалидность, получить средства реабилитации.
Еще сложнее тем, кому из стационара некуда пойти. Например, бездомным. В этом случае социальные координаторы связываются с Центром социальной адаптации для лиц без определенного места жительства им. Глинки. Его сотрудники устраивают таких пациентов в одно из своих отделений, где они могут окончательно выздороветь, а при желании - и восстановить утерянные документы, найти работу.
Сотрудники нового подразделения в столичных больницах вовсе не женщины предпенсионного возраста, как представляется многим образ соцработника. Это люди в расцвете сил, способные в день проходить по отделениям 15-17 км, чтобы случайно не пропустить человека, нуждающегося в помощи. А чтобы успевать выполнять все запросы, они ориентируются и в цифровом пространстве.
Зам. главного врача Первой Градской больницы Марат Магомедов признался: для медиков служба социальных координаторов стала хорошим подспорьем. "Понимаете, все, чем они сейчас занимаются, прежде делали лечащий врач, заведующий отделением, да и мне, как замглавврача по экстренной помощи, приходилось решать эти вопросы, - говорит он. - Мы сами помогали искать их родственников, восстанавливать документы, ломали голову над тем, как пожилой человек после операции справится с нагрузкой, противопоказанной ему".
Но при этом соцработники, подчеркивает Марат Магомедов, не просто работают на подхвате у врачей: "Они равноправные члены нашей команды".
И в самом деле: успех лечения во многих случаях часто зависит от того, кто находится рядом с больным. Нет близкого человека? Зато есть социальный координатор, который в этот момент представляет интересы пациента. В кризисной ситуации он, если надо, пригласит психолога, помощь которого нередко нужна не только самому больному, но и его родственникам. Психологи - тоже члены команды соцкоординаторов.
Оксана Шалыгина, заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения Москвы:
- Социальные координаторы в больницах - общий проект двух департаментов - здравоохранения и социальной защиты и труда населения Москвы. Благодаря этому социальная помощь становится москвичам ближе, доступнее, а главное - будет оказываться всегда своевременно.