Хотя "зеленые" идеалы европейцам близки, проблема, с их точки зрения, заключается в том, что закон о снижении инфляции основывается на принципе "покупай американское". Налоговые субсидии, на которые пойдет львиная доля предусмотренных в законе средств, получат только те производители, кто выпускает свою продукцию на территории США, а также соседних Канады и Мексики. В результате, по словам французского министра финансов Бруно Ле Мэра, европейская промышленность, которая сейчас и так страдает из-за большой разницы цен на энергию в США и ЕС, может окончательно проиграть конкуренцию американцам.
В первую очередь Евросоюз беспокоит автомобильная отрасль. По новому закону американские покупатели будут получать налоговый вычет в размере 7,5 тысячи долларов на покупку электромобилей, произведенных в США, Канаде и Мексике. Перед европейскими производителями в этом случае встает серьезный выбор - либо сокращать свое присутствие на американском рынке, либо переносить производство в США. Вполне очевидно, что они выберут второе. Для ведущих в ЕС немецких автоконцернов США - второй по значимости рынок после Китая, в прошлом году они продали туда автомобилей почти на 28 миллиардов долларов. И, например, BMW уже объявила о планах инвестировать миллиард долларов в производство электромобилей на своем заводе в Спартанбурге в Южной Каролине и еще 700 миллионов - в производство аккумуляторов в соседнем Вудраффе. Аналогичные планы озвучивает Audi и другие компании, причем не только немецкие. На днях шведский производитель аккумуляторов Northvolt заявил, что, скорее всего, откажется от планов строительства своей новой фабрики в Германии и вместо этого откроет производство в США - потому что там хорошие субсидии и низкие цены на энергию.
Но серьезные риски грозят не только европейской автопромышленности. Закон о снижении инфляции также предусматривает налоговые субсидии для американских производителей энергетического оборудования, водорода, "зеленого" топлива - то есть практически для всего спектра, связанного с возобновляемой энергетикой. Как сообщает норвежское издание Recharge, Евросоюз уже направил в США письмо с требованием либо полностью убрать из закона соответствующие положения, либо сделать в них исключения для европейских компаний.
Вашингтон, впрочем, на уступки, скорее всего, не пойдет. Как отмечает издание Politico, закон уже прошел согласование в конгрессе и вносить в него сейчас изменения политически невыгодно для администрации Байдена.