Поделиться

Первый полет ударного вертолета Ми-28Н состоялся 40 лет назад

Сорок лет тому назад, 10 ноября 1982 года, в небо впервые поднялся прототип боевого вертолета Ми-28. Сейчас это единственный в мире ударный вертолет, способный выполнять фигуры высшего пилотажа - петля Нестерова, бочка, переворот Иммельмана, полет боком, полет назад. Официально машину назовут "Ночной охотник", в НАТО дадут имя Havoc - "Опустошитель", вертолетчики - "Мишка", а техники - "Николай Михайлович".

История создания этой удивительной машины началась в 1976 году. Тогда Совет министров СССР принял постановление о начале работ над новым ударным вертолетом, который по боевой эффективности смог бы превзойти стоящий на вооружении Ми-24 и американский Apache.

Под руководством конструктора Марка Вайнберга в ОКБ Миля была разработана машина с традиционной концепцией двухместной одновинтовой машины с рулевым винтом. КБ Камова предложило создать прототип одноместного вертолета - соосного Ка-50 "Черная акула".

Летные испытания конкурсных машин стартовали в июне 1982 года, но перед выполнением первого полета у Ми-28 произошло разрушение трансмиссии. Машину пришлось дорабатывать несколько месяцев. К тому моменту испытания Ка-50 ушли далеко вперед, поэтому испытателям "Ночного охотника" пришлось форсировать события.

Поднять Ми-28 в воздух поручили летчику Гургену Карапетяну и штурману Виктору Цыганкову.

"В тот день, к сожалению, скончался Леонид Ильич Брежнев. Но несмотря на это в 11 часов утра висение вертолета состоялось. Однако уже в 12 часов полеты запретили. Во время первого полета мы взлетели, повисели в воздухе пять минут. Поднялись сначала на один метр, потом на пять метров, совершили перемещение влево-вправо, вперед-назад, выполнили развороты с небольшой угловой скоростью, после чего произвели посадку", - позже вспоминал Гурген Карапетян.

Серия предварительных испытаний показала, что на одноместной машине летать просто, а вот эффективно воевать лучше на двухместной машине. Как вспоминает Карапетян, однажды военные экипажи летали одновременно на Ка-50 и Ми-28. Их задачей было найти и обнаружить 25 целей. Экипаж на вертолете Ми-28 обнаружил все цели, а на Ка-50 всего одну.

Причина заключалась в том, что "летчик на предельно малых высотах полета не в состоянии выполнять сразу все функции: пилотировать вертолет, заниматься поиском целей, огибать рельеф местности и препятствия и поражать цели". Если машина поднимается с высоты 5-15 метров на 30-50 метров, то вероятность поражения вертолета возрастает до 95 процентов.

В 1987 году с учетом испытаний был построен вертолет Ми-28А, который через два года показали на авиасалоне Ле-Бурже в Париже и на выставке в Ред-Хилл под Лондоном. После распада СССР работы по доводке перспективного вертолета продолжились в Ростове-на-Дону, и в 2009 году "Ночной охотник" был принят на вооружение. Ударный вертолет обладает высокой маневренностью и способен выполнять совершенно новую фигуру под названием "воронка на хвост".

Как рассказал старший летчик-испытатель ПАО "Роствертол" Владимир Хорев, особенность фигуры "воронка на хвост" заключается в том, что вертолет смотрит вверх своей кабиной.

"Не носом вниз, а вверх, и носом ты вычерчиваешь круг, хвост стоит на месте. Носом описываешь круг, типа как обороняешься от внешнего противника сверху. Делаешь осмотр пространства и в то же время все время готов к стрельбе, к обороне", - сказал Владимир Хорев.