В России поставили рекорд по производству мебели еще во втором полугодии 2020 года. В 2022 году сначала спрос и производство упали из-за санкций, снижения покупательной способности, общей неопределенности и стремления покупателей отложить приобретение мебели, рассказывает "РГ" гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов. "Сейчас мы наращиваем объемы производства. По продажам в 2022 году мы выходим на уровень предыдущих двух лет", - отмечает он.
Российская мебельная отрасль ощутила на себе отголоски международной повестки, но это коснулось крупнейших игроков по линии производственного оборудования и вынужденной смены логистических цепочек, отмечает председатель совета директоров Mr.Doors Максим Валецкий. "И если летом и в начале осени еще сохранялась некоторая нестабильность в спросе, что предсказуемо, то сегодня мы выходим на плановые показатели продаж", - добавляет он.
При этом ведущие мебельные игроки, по словам эксперта, нашли в рамках этой повестки и новые возможности для развития собственного бизнеса. Большой потенциал есть в направлении премиального сегмента, а также в усилении ассортимента продукции. "Продолжаем рассматривать покупку активов западных игроков, уходящих с российского рынка, усиливаем собственные позиции в производстве медицинской мебели и сотрудничестве с крупнейшими застройщиками страны", - говорит Валецкий. Технологический суверенитет, который все шире обсуждается на уровне российского правительства, позволит решить многие проблемы и придаст большей уверенности всем игрокам отрасли, отмечает эксперт.
В начале весны производители отмечали ажиотажный спрос на мебель, который позже сменился спадом. Тогда эксперты рассказывали о двух возможных сценариях развития рынка. По стресс-сценарию продажи по итогам года могли упасть минимум на 50% из-за сокращения доходов населения и высокой инфляции. По оптимистичному - к осени рынок должен был стабилизироваться, а мебельные предприятия продолжить работу в привычном режиме. Пока ситуация развивается по второй модели.
Цены на мебель, подскочившие в марте, в мае снизились на 10% и продолжают держаться примерно на том же уровне, замечает Иртуганов. Пиломатериалы подешевели, но подорожала импортная фурнитура, ткани, лаки, краски и др.
На европейском и американском рынках мебели при этом кризис. Крупнейшие магазины приостанавливают прием заказов, продают бизнес и сокращают сотрудников. Об этом заявил в колонке для Forbes основатель интернет-магазина мебели Divan.ru Антон Макаров. По его мнению, причины проблем - в снижении спроса после пандемии, ошибочных ставках на онлайн-торговлю и сложностях с получением финансирования.
До 2020 года мировой мебельный рынок бурно развивался: открывались новые предприятия, повсеместно рос спрос. Лидерами по объемам производства были Китай и США, поясняет Иртуганов. Но после 2020 года начались проблемы. Китай из-за пандемии значительно снизил объем экспорта, он остается страной номер один в отрасли, но уже с меньшим отрывом от других стран. Китайские компании перестали ездить на выставки, что также сказалось на продажах. И все же преждевременно говорить о мировом кризисе, считает Иртуганов, - проблемы есть, но паникерских настроений нет. Проблемы иностранных компаний - это частные истории, а не тенденция.
Многие западные игроки, сделав ставку исключительно на онлайн, показывавший невероятный рост в период пандемии, совершенно не задумывались о планомерном развитии офлайн-точек продаж, отмечает Валецкий. "И это сыграло с ними злую шутку, когда клиенты вернулись к привычной схеме потребления. Да, люди продолжают делать заказы в интернет-магазинах, но перед крупными покупками и тем более при заказе мебели по индивидуальным проектам все-таки предпочитают увидеть товар в рознице, оценить его качества и свойства", - считает он. В России, по его словам, производители мебели при определенных дополнительных вложениях в онлайн все-таки продолжают усиливать и офлайн-представленность.