В постоянную экспозицию "Русское искусство XVI - начала XX века" Приморской картинной галереи включена такая картина - "Русская девушка" Николая Харламова. К ней - аннотация на шрифте Брайля.
В Перми есть копии шести картин, созданных для незрячих посетителей. Экспозиция открылась в августе этого года. Сейчас художественная галерея готовится к переезду. Ее сотрудники надеются, что там будет больше места и количество тактильных картин увеличится.
Впервые "невидимые" шедевры в Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко показали в 2018 году в рамках передвижной выставки "Видеть невидимое". Тогда в залах представили шесть тактильных копий картин европейских художников. Теперь они есть и в постоянной экспозиции - "Русское искусство XVI - начала XX веков". В нее включили тоже шесть тактильных копий.
Эти рельефные репродукции полотен известных художников, хранящиеся в музее, изготовили в рамках конкурсной программы "Особый взгляд" благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт". В работе над проектом помогали специалисты краевой библиотеки для слепых имени А.П. Чехова. Произведения отображают различные эпохи и направления. Например, зал древнерусской живописи дополняет рельефная копия иконы "Сретение Господне" XVII века, а полотна второй половины XIX века иллюстрирует картина Ивана Шишкина - "Утро в лесу". Можно ощупать холсты Малевича, Кустодиева, Кончаловского.
Первую экскурсию провели для учеников краснодарской коррекционной школы N 91. Лера учится в восьмом классе, занимается спортивным бегом, любит читать. Но девочка с рождения ничего не видит, поэтому ей особенно сложно представить цвета и предметы. Она с любопытством прислушивается к подробному рассказу экскурсовода, затем тонкими пальцами исследует натюрморт. "Интересное изображение, но слегка сложное для самостоятельного восприятия, - с улыбкой говорит она. - С остальными произведениями легче".
Тактильные картины изготовили по технологии рельефной печати в московской мастерской "Студия Шу". Сначала фотографию оригинала сканируют, затем подбирают текстуры для передачи изображения. Да так, чтобы, к примеру, выписанные жирными мазками стволы деревьев не слились в нечто бесформенное". На создание изображений уходит не один месяц, а стоимость такой копии - свыше 300 тысяч рублей. Региональным музеям, у которых собственные ресурсы ограничены, так важна поддержка в создании инклюзивной среды.
"В этом году гранты получили десять музеев в разных уголках страны, и двое из них находятся в Краснодарском крае", - делится замруководителя программы "Особый взгляд" Владимир Плехов. По официальной статистике, в России около 300 тысяч людей имеют нарушение зрения. И многим очень хочется увидеть знаменитые шедевры кончиками пальцев.
Елена Плужникова, член Союза художников России:
- Тактильные картины важны не только людям с проблемами зрения.
Многим интересно дотрагиваться до полотен. Я даже к некоторым подходила и говорила: "Трогайте, смотрите, ничего страшного". Почему мы должны себя лишать удовольствия познания мира всеми возможными способами? Так пришла идея сделать тактильную выставку. Я открыла ее под названием "Ракурс" в Астрахани в прошлом году.
Марина Потапова, психолог, гендиректор Ассоциации "Экспертное сообщество социальных инициатив":
- Тактильная выставка - это еще и арт-терапия. Здесь ты не просто стоишь и наблюдаешь. А можешь соединиться с этой картиной. Прочувствовать ее на тактильном уровне.
Подготовила Лариса Ионова