- Нынешний год принес немало вызовов, с которыми в той или иной степени справились все, - отметил начальник краевого управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Александр Большаков. - В январе индекс производства опускался до 87 процентов к прошлогоднему уровню - повлияли и высокие показатели 2021-го, и большое количество выходных, и высокая конкуренция на внутрироссийском рынке. В феврале добавилась неопределенность с запчастями, импортом продуктов. Тем не менее удалось наладить новые логистические цепочки. Да, все подорожало, но для руководителей предприятий ситуация стала понятной. По итогам девяти месяцев 2022 года алтайские пищеперерабатывающие предприятия получили почти одиннадцать миллиардов рублей льготных кредитов (за 2001-й - 8,5 миллиарда). Те, кто нуждался в заемных средствах, в том числе "коротких", их получил, и после девяти месяцев работы индекс производства наших предприятий достиг 100,1 процента по отношению к прошлому году.
Правда, некоторые направления "просели" - например, производство сыров сократилось на восемь процентов. Впервые за долгое время Алтай в этой сфере перестал быть лидером в России. Зато увеличен выпуск муки, круп, зерновых завтраков и других продуктов зернопереработки. Несколько снизилось производство свинины и говядины. А вот птицеводство после прошлогоднего пожара на "Алтайском бройлере" вернулось на прежние позиции в начале октября 2022-го.
По словам Александра Большакова, выпуск безалкогольных напитков превысил показатель прошлого года. А вот пивная отрасль отстает - сказывается высокая конкуренция, особенно со стороны производителей крафтового пива. Однако с введением маркировки такого пива ситуация изменится в пользу крупных предприятий, уверен он.
Среди инвестиционных проектов представители краевой власти выделяют пуск линии кормов для репродуктивных животных на "Алейскзернопродукте". С этого рынка ушла крупная иностранная компания, поэтому поле деятельности для алейских пищевиков расширяется, тем более что спрос на данную продукцию есть и в соседнем Казахстане. Осталось вывести производство на полную мощность. Стабильно работают в крае предприятия по переработке масличных культур.
Экспорт продукции алтайской "пищевки" за девять месяцев 2022-го составил 350 миллионов долларов, что на 44 процента больше, чем год назад. Хотя проблем хватало.
- Мы с ними столкнулись даже в Монголии, где у нас работает совместное предприятие, - не проводились платежи. До сих пор ситуация затруднена, но тем не менее выход найден, и наша компания работает, не снижая объемов. С Китаем таких сложностей не было. В связи с укреплением рубля первоначальные заказы из стран дальнего и ближнего зарубежья начали было сходить на нет, но сейчас они возобновляются. В целом экспорт за год вырос на 63 процента. Есть сложности с комплектующими, поскольку у компании оборудование в значительной степени импортное. Ищем все возможности, производство у нас не останавливается, - сообщила коммерческий директор ЗАО "Алейскзернопродукт" Наталья Мамаева.
- Государство делает все, чтобы минимизировать возникающие потери и риски. Была продолжена практика господдержки в части компенсации затрат по транспортировке товаров на экспорт - так, алтайские компании получили порядка 300 миллионов рублей. Продлена поддержка хлебопеков - 2,5 рубля на килограмм продукции. Всего в 2022-м на эти цели направлено 45 миллионов рублей, что позволило в целом удержать цены на хлеб - с марта они практически не растут. Были опасения, что у экспортеров возникнут сложности из-за проблем с логистикой и оплатой со стороны иностранных партнеров. Однако продолжаются поставки свекловичного жома в Финляндию, меда - в Германию и США. Схема платежей изменилась, но главное, что они идут. В целом компании-экспортеры научились жить в новых реалиях и сейчас ищут перспективные рынки сбыта, - отметил Александр Большаков.
- Нестабильность цен не дает возможности планомерного развития, - подчеркнул исполнительный директор агрохолдинга "Гудвил" Геннадий Ильичев. - Тем не менее мы ведем переговоры с компанией "Бюлер" - планируем на следующий год модернизировать мельницу. Надеемся также решить вопрос c переработкой сои. В начале года у нас был сплошной "минус", но сейчас подтянулись и вышли в "плюс".
Практически всех представителей отрасли беспокоит нехватка кадров. На крупных и средних предприятиях сегодня вакантно около тысячи мест - это и специалисты с высшим образованием, и представители рабочих специальностей. Не хватает специалистов узкого профиля. В краевом управлении по труду и занятости дефицит рабочих рук объясняют невысокой заработной платой. Однако это не всегда так. По мнению пищевиков, часть сограждан вполне устраивает практика выдачи пособий по безработице, какие-то сезонные или разовые заработки и наличие земельных паев. Трудиться на постоянной основе они не хотят - даже на зарплату от тридцати тысяч рублей. В селе сложности с инженерами КИП и А, программистами.
- Программистов даже на 150 тысяч рублей не заманишь, - отметил Геннадий Ильичев. - Есть проблемы даже с грузчиками, но здесь мы решаем вопрос через автоматизацию. Один из заводов у нас полностью роботизирован. Будем и дальше уходить от тяжелого труда. Очень непросто с молодежью, которую зарплата в пятьдесят тысяч и то не устраивает, не хотят оставаться в селе.
Остается спорной тема маркировки продукции. По мнению краевых чиновников, в части молочных продуктов она работает, хотя предприятия понесли значительные финансовые затраты. Однако проблемы с торговыми сетями возникают. И это почти всегда игра в одни ворота, особенно у сыроделов.
Валерий Гачман, гендиректор Союза зернопереработчиков Алтая:
- Летом 2019 и 2020 годов на Алтае была засуха, последствия которой усугубились рекордными урожаями в европейской части России. В результате мы потеряли часть внутренних рынков на западе и востоке страны, не выдерживая конкуренции с дешевым зерном неплохого качества. Весьма приличный урожай 2021 года ситуацию исправил. В 2022-м ожидали засуху и считали, что получим зерна на 20-30 процентов меньше. Однако лето выдалось благоприятным, и урожай практически не уступает прошлогоднему (исключение составляет Кулундинская зона, где посевы серьезно "подгорели"). Сейчас одно из главных направлений - расширение зарубежных рынков сбыта (в первую очередь, в Китай и страны Юго-Восточной Азии). После пандемии важно было сохранить связи, но еще более серьезная проблема - укрепление рубля, которое понижает конкурентоспособность отрасли. Думаю, все вернется на круги своя, главное - пережить этот период.