В письме губернатора Сергея Цивилева, подготовленном в рамках работы комиссии Госсовета РФ по направлению "Энергетика", говорится, что в середине октября этого года в Кузбассе простаивало 12 тысяч вагонов, или более 800 тысяч тонн угля. Зависли и пятьсот вагонов, которые должны были уйти на восток еще в сентябре. До 80 процентов груза тормозится на подъездных путях предприятий-отправителей. В результате растут риски смерзаемости топлива.
При этом, как сообщили в областном минуглепроме, перерабатывающие мощности перевалочных портов остаются невостребованными, и из-за отсутствия необходимого количества груза там срывается формирование судовых партий. На фоне глобального роста логистических затрат, кроме прямых убытков, угледобывающим компаниям грозят большие штрафы за невыполнение экспортных обязательств перед партнерами. Все это носит хронический характер и чревато для угольщиков нарушением деятельности и планирования.
Как уточнили в минуглепроме Кузбасса, основная причина недогруза угля - системные ограничения со стороны РЖД. Когда весной Запад ввел дополнительные санкции в отношении России, объемы поставок из нашей страны в Европу начали стремительно снижаться. А в августе ЕС наложил эмбарго на российский уголь. Пришлось на ходу перестраивать логистические цепочки, перенаправлять грузопотоки с Запада на Восток.
По данным РЖД, за восемь месяцев 2022-го экспорт в направлении северо-запада и юга сократился на 19,2 процента. Зато пути общего пользования в восточном направлении загрузили до предела. Ведь с марта 2022-го перевозки по ним осуществляются согласно временным правилам определения очередности. Эти правила расставляют приоритеты в плане поставок (не только за границу, но и внутри страны) разного рода грузов из разных регионов. И именно эти правила открыли восточные рынки сбыта для сотен компаний, которые в отсутствии западных рынков оказались на грани закрытия.
Об этом гендиректор РЖД Олег Белозеров сообщил первому вице-премьеру Андрею Белоусову еще в сентябре. Он предложил уменьшить объемы экспортных поставок угля из Кузбасса на Восток до 56 миллионов тонн в 2023 году, а дальше каждый год при прежней пропускной способности сети уточнять эти объемы, исходя из ситуации. Сейчас она такая, что за год на Восток по факту уйдет 48,5 миллиона тонн угля вместо 58 миллионов.
Между тем никто не отменял поручения президента России увеличить параметры на тридцать процентов - до 63 миллионов тонн в 2023-м и 68 миллионов в 2024 году. Поручения были даны весной 2021-го, а недавно Сергей Цивилев предложил увеличить квоту для Кузбасса на будущий год до 73 миллионов тонн. Включив в нее весь уголь, который не вывезен в этом году. Ведь под угрозой срыва находятся инвестиционные планы угольщиков, вложивших за последние десять лет в развитие производства и логистики, включая портовые терминалы, более триллиона рублей. И надо учесть, что отменены скидки на дальние перевозки для добывающих предприятий, а увеличение налоговой нагрузки - в самых ближайших планах.
По данным областного минуглепрома, информации о том, как отреагировали в правительстве РФ на письмо кузбасского губернатора, пока нет. И еще неясно, примет ли федеральная власть предложение руководства железных дорог. При этом пропускная способность Восточного полигона совершенно точно не увеличится по взмаху волшебной палочки.
- В этих условиях угольщики Кузбасса планомерно снижают добычу, - заметил, обсуждая переформатирование логистики угольного экспорта в условиях санкционного давления, зампредседателя комитета Госдумы РФ по энергетике Дмитрий Исламов. - Что делать? Считаю, нужно четко исполнять поручения президента страны, в том числе относительно Кузбасса, не сдвигать сроки и как можно быстрее завершить реконструкцию, строительство и проектирование БАМа. Наложить мораторий на увеличение налоговой нагрузки на отрасль в нестабильной экономической обстановке. Рассмотреть возможность создания условий для перевозки угля на Восток через западные и южные направления. Построить мостовые переходы, ускорить процедуры погранпереходов на восточном направлении. Увеличить субсидирование внутренних пассажирских авиаперевозок, чтобы освободить железнодорожные пути для грузовых составов. Россия вполне может занять не третье, как сейчас, а первое место в мире по экспорту угля, только нужно приложить максимум усилий для развития Восточного полигона. И, наконец, следует пересмотреть топливно-энергетические балансы. Вопреки существующим планам по снижению доли угольной генерации в стране, считаю, что она должна быть не меньше 25 процентов.
Пересмотр энергобалансов вряд ли возможен без широкого внедрения передовых технологий сжигания твердого топлива. Над ними сейчас активно работают ученые. А пока минэнерго РФ предлагает временно запретить транзит угля из третьих стран (в том числе из Казахстана), обеспечив всем угледобывающим регионам России равный доступ к БАМу и Транссибу. В чуть более отдаленной перспективе разгрузить дорогу на Восток, вероятно, поможет угольный контейнер через реку Амур. Его в 2023 году начнут строить на Дальнем Востоке. Соглашение с китайской стороной уже подписано. Скоростная система, инвестиции в которую оцениваются в двадцать миллиардов рублей, обеспечит перевалку пятнадцати миллионов тонн угля в год.
Анатолий Яновский, помощник руководителя администрации президента РФ:
- Примерно половину экспорта всего российского угля еще недавно занимал европейский рынок. В 2021 году по атлантическому направлению было отгружено почти 98 миллионов тонн. Сегодня уголь оттуда уходит. Запасы газа в подземных хранилищах, конечно, позволят странам ЕС пережить нынешнюю зиму, но цены на электроэнергию там резко увеличатся. Мы же хотим максимально эффективно реализовать наши сырьевые возможности на восточном направлении. Учитывая, что российские энергетические угли более качественные, чем те, что поступают на мировой рынок из Индонезии или Китая.