Получился увлекательный "интеллектуальный стендап". Заняты пять артистов, работают они парами, высказывая свое мнение на разные темы, монологи их ироничные, исповедальные.
Автор инсценировки и режиссер Михаил Милькис рассказал "РГ":
- Фестиваль в Великом Новгороде - первый выезд нашего проекта из Москвы. Нам не нужны кулисы и сцена. Наши декорации - красный занавес и аквариум, еще стулья, которые можно найти везде.
Спектакль мы выпустили в 2021 году в "Новом пространстве Театра Наций" на Страстном бульваре, в рамках проекта "Достоевский-200". Потом ушли в свободное плавание, играем в "Боярских Палатах" Союза театральных деятелей, в пространстве Community Stage. С этим спектаклем можно выйти на разные площадки, клубные, в том числе. И не совсем театральные, где пришедшая публика настроена вовсе не на театр. Интересно переформатировать людей, настроить на другой лад. Увидеть, как они прислушиваются, прекращают свои разговоры, откладывают телефоны. Видимо, Федор Михайлович цепляет.
Большинство людей знают Достоевского только как автора художественных произведений. Кто-то вовсе не знает про "Дневник писателя", кто-то слышал, но думает, что это обыкновенные дневники, которые ведут некоторые. Не все читали публицистику Федора Михайловича, аналогом которой в наши дни можно считать популярные соцсети (современные публикации, паблики, посты).
В начале и в конце у нас - фрагменты из романа "Бесы". Все остальное - "Дневники…", конкретные статьи из глав "Воды или хороший тон", "Один из облагодетельствованных современной женщиной", "Парадоксалист", "Нечто о вранье", "Детские секреты". Импровизации - минимум. Взяли несколько тем, актуальных и сегодня. О войне, о народе, о русских женщинах. Это все Достоевский написал:
"Человечество любит войну. Кто унывает во время войны? Напротив, все тотчас же ободряются, у всех поднят дух, и не слышно об обыкновенной апатии или скуке, как в мирное время. А потом, когда война кончится, как любят вспоминать о ней, даже в случае поражения!"
"Современная женщина в Европе перестает родить".
"Мы, русские, прежде всего, боимся истины".
Себе вы отвели здесь еще и роль звуковика, и музыканта?
Михаил Милькис: Регулирую звук, свет, помогаю с музыкой. Иногда играю вместо одного актера - у нас два состава.
Свою песню исполняете?
Михаил Милькис: Да, из моего альбома "Дым" и группа "Спички детям":
Это в жилах чую-чую,
По ознобу я знаю,
Мне нужна опять, да,
Эта музыка чистая…
Вы заканчиваете действо перформансом с рыбой: "Карпа вынимают из аквариума. Он бьет плавниками и жабрами ловит пустоту уходящей из него жизни". Часть зрителей возмутила "жестокость по отношению к живому карпу". Еще поговаривают, что после спектакля вы зажариваете эту рыбу…
Михаил Милькис: Это же артист, как мы можем съесть своего товарища?
Разве сегодня на вашем спектакле были не "свои люди", не подсадка? Те, которые кричали: "Перестаньте мучить рыбу. Прекратите издеваться! Выпустите в аквариум!"
Михаил Милькис: Нет, что вы, не наши. Почти на каждом спектакле выбегает зритель (обычно - женщина, девушка) и бросает карпа в аквариум. Мы заканчиваем спектакль вопросом из "Бесов": "Скажите, одна ли мы пятерка на свете или правда, что есть несколько?" И, как правило, всегда находится человек, который встает, выхватывает у нас рыбу и отпускает ее в воду. Оказывается, люди способны выйти вперед и что-то сделать. Думаю, если бы мы сегодня потянули паузу еще секунд 15-20, - точно кто-нибудь не выдержал и выбежал бы к нам, выхватил нашу рыбину…У нас такая задача: в зале должен найтись человек, который выйдет на сцену сам, не по нашему призыву. Незнакомая многим публицистика предстает в игровой форме, создавая сюжет с неожиданной развязкой. В итоге мы хотим показать "другого Достоевского" - человека вне художественных изысканий, с убийственным чувством юмора и предвестием надвигающихся на мир катаклизмов, - продолжает Милькис.
Справка "РГ"
"Дневник Писателя" - ежемесячный журнал философско-литературной публицистики Федора Михайловича Достоевского, выходивший в 1876-1877 и 1880-1881 годах. Под тем же названием писатель вел рубрику в еженедельнике "Гражданин" в 1873 году. По своему литературному типу журнал Достоевского не имеет аналогов в истории русской и мировой журналистики. "Дневник Писателя" пользовался большим успехом читателей по всей России; по собственной концепции, широкому кругу злободневных проблем "по праву может быть назван энциклопедией русской жизни".
Михаил Милькис окончил Школу-студию МХАТ (курс Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова) и совместную режиссерскую магистратуру Школы-студии МХАТ и Центра имени Вс. Мейерхольда (мастерская Валерия Фокина). Учился на курсе постдраматического образования у Анатолия Васильева. Преподает мастерство актера в Школе-студии МХАТ. Педагог Академии Никиты Михалкова.
Режиссер короткометражного фильма "Не всерьез" (2018). Снимался в фильмах "Мешок без дна" Р. Хамдамова, "Инквизитор" Ю. Мороза, "Монах и бес" Н. Досталя. Ставил спектакли в Театральном центре имени Вс. Мейерхольда, Школе-студии МХАТ. В Александринском театре - "Дым" по роману Тургенева, в МХТ им. Чехова - "Местные" по пьесе Александра Ремеза, в Вахтанговском театре - "Птицы" по Аристофану.
В августе 2022 года назначен главным режиссером московского "Театра на Покровке".