11.11.2022 19:17
    Поделиться

    Драма о грехе и невиновности. На экраны вышли "Дела человеческие" с Шарлоттой Генсбур

    С 10 ноября в российском прокате стартовали "Дела человеческие" - драма Ивана Атталя ("Моя собака идиот", "Неуловимый") об изнасиловании и последующем судебном процессе, на котором и жертва, и обвиняемый представят свои версии произошедшего.
    kinorium.com

    Семью Фарель можно поистине назвать августейшими особами: Жан - известный телеведущий, которого собираются наградить Орденом Почетного Легиона; его жена Клэр - журналистка и эссеистка, выступающая за права женщин; их сын Александр - подающий большие надежды молодой человек, обучающийся в Стэнфордском университете. Однако за видимым благополучием таились те еще скелеты в шкафах, в результате чего мать семейства ушла из дома и завела отношения с новым партнером - преподавателем Адамом Визманом, который из-за новой любви развелся с женой и забрал к себе несовершеннолетнюю дочь Милу. Страсти улеглись, и наступило относительное спокойствие, покуда однажды дети новоявленной пары не отправились на вечеринку, после которой девушка заявила, что она была изнасилована Александром. Начинается следствие, которое продлится несколько лет и приведет всех участников разыгравшейся драмы на судебное разбирательство.

    "Дела человеческие" - это экранизация одноименного романа французской писательницы Карин Тюиль, основанного отчасти на реальных событиях. Но формат фильма в 138 минут не позволил в полной мере перенести всю историю на экран, и там, где в книге уделялось достаточно времени разладам в семьях Фарель и Визман, в картине их разрывы и расставания - уже свершившийся факт. Однако лапидарность экранизации не сказалась на сложности и неоднозначности ее героев, к тому же сыгранных блистательными актерами.

    Клэр в исполнении Шарлотты Генсбур ("Меланхолия") - активистка, которая на радио призывает судить всех насильников, невзирая на их национальность или прочие обстоятельства, на судебном процессе оказывается прежде всего матерью, которая, тушуясь, просит милосердия для сына.

    Александр, чью роль сыграл Бен Атталь, сын Ивана Атталя и Шарлотты Генсбур, производит впечатление несколько вспыльчивого и даже любвеобильного юноши, который не остановится перед объектом страсти, но вместе с этими чертами уживаются заботливость, нежность и желание покаяться перед Милой за причиненную боль.

    Или Жан в исполнении Пьера Ардити ("Прекрасная эпоха") - отец, предпринимающий все меры для оправдания отпрыска, однако его выступление в суде показывает, что уважаемый всеми телеведущий является откровенным сексистом, в котором интерес определенного толка к женщинам соседствует с неменьшим пренебрежением к ним. Среди действующих лиц нет ни одного однозначно положительного или отрицательного персонажа. Все они прежде всего люди со своими пороками и добродетелями.

    "Дела человеческие" касаются крайне противоречивой и по-настоящему тонкой материи, которая вызывает множество дискуссий и пересудов, особенно в последнее время в связи с делом Харви Вайнштейна и деятельностью движения #MeToo, - это вопрос "серой зоны" между согласием и несогласием. Александр вероломно изнасиловал девушку против ее воли? Или Мила могла спокойно отказаться, но не сделала этого и тем самым позволила всему случиться?

    Зал суда оказывается своеобразной трибуной, на которой Мила может рассказать не только о собственной трагедии, но и стать глашатаем многих других женщин, пострадавших от насилия мужчин. При этом она будет услышана, что является важным обстоятельством, ведь девушка не раз на своем пути будет сталкиваться с теми, кто будет убеждать ее не подавать заявления, включая даже родную мать, излишне религиозную даму, боящуюся общественного осуждения.

    Но - и это самое важное - создатели не уходят в конъюнктурную агитку и пресловутое #MeTooбесие, при котором мужчина априори виноват во всем. Ведь Александр - тоже жертва. Далеко не факт, что изнасилование было, однако обвинение в тяжком преступлении уже отсекло многие карьерные и академические перспективы и теперь грозит тюремным заключением.

    На протяжении всей истории режиссер остается беспристрастным. Какие бы новые детали ни всплывали в общем паззле, Иван Атталь так до конца и не даст понять, кто действительно виновен: юноша или девушка. Потому зрители фактически оказываются полноправными участниками судебного процесса, и именно им предстоит решить его исход, а не коллегии судей.

    При этом разыгравшаяся судебная драма оказывается далеко не только об изнасиловании. Подобно зеркалу она отражает целый каскад проблем, которые пронизывают любое общество. Хотя правильнее это было бы назвать тестом Роршаха, потому что каждый увидит что-то свое в деле Фарель-Визман. Для одних это история чуть ли не классовой борьбы, в которой сильные мира сего творят бесчинства, а потом покупают дорогих адвокатов, покуда бедным остается только надеяться, что справедливость когда-нибудь восторжествует. Для других - извечные "о времена, о нравы", где традиционные представления о любви до брака сталкиваются с более современными и более раскованными взглядами. А для третьих - проблема поколений, при которой дети неминуемо перенимают пороки родителей. Полистилистика затрагиваемых тем делает "Дела человеческие" универсальным фильмом, которому не мешает порой несколько лишняя патетичность второй половины, где как будто в каждом из героев сидит маленький Эмиль Золя, который, как черт из табакерки, раз за разом выпрыгивает и начинает громогласно скандировать фирменное "Я обвиняю".

    В сущности, "Дела человеческие" - это картина про то, что не существует правды только одной стороны. Ведь проблема не в том, что Александр или Мила пытаются кого-то обмануть. Их показания довольно схожи, но разнятся восприятия тех событий. Там, где парень видит лишь желание согреть подопечную, девушка воспринимает это за попытку домогательства к ней. Безусловно, в мире, где уже существует "Расемон" или хотя бы недавняя "Последняя дуэль", мысль о том, что у каждого есть своя правда, не является такой уж неординарной. Однако очередное напоминание о том, что правосудию нужны не солдаты, а беспристрастные судьи, дорогого стоит. Особенно в наши времена, где так сложно сохранять нейтралитет и не выбирать какую-либо из сторон.

    -

    Поделиться