10.11.2022 19:54
    Поделиться

    Почему Германия запретила продавать завод по производству микрочипов компании, подконтрольной китайскому бизнесу

    Правительство Германии запретило сделку по продаже завода немецкого производителя микрочипов Elmos в Дортмунде шведской компании Silex, которая полностью принадлежит китайскому концерну Sai Microelectronics. Власти проверяли сделку в течение последних десяти месяцев, но на последнем этапе в дело вмешалась политика - вопрос о том, продавать или не продавать китайцам немецкий завод, превратился практически в символ всей будущей стратегии Германии в отношении Пекина. Именно политические соображения, судя по всему, и определили окончательное решение.

    Запрет на заключение сделки правительство обосновало тем, что продажа завода поставила бы под угрозу "общественный порядок и безопасность Германии". Формулировка явно принадлежит министру экономики Роберту Хабеку, представляющему в правительстве партию "Зеленых" - именно в таком виде ее приводил журнал Spiegel, когда сообщал, что глава минэкономики намерен во что бы то ни стало предотвратить сделку. Впрочем, Хабек был далеко не единственный, кто выступал против продажи завода Elmos.

    Еще буквально пару недель назад немецкие СМИ, ссылаясь на информацию из правительственных кругов, писали, что сделка, скорее всего, будет одобрена. Ведомству канцлера, как отмечала газета Handelsblatt, удалось добиться согласия министерства экономики, поскольку технологии Elmos устарели и в случае продажи завода не было риска утечки технологий. Но затем настроения резко поменялись. Сторонники жесткой линии в отношении Китая явно усилили свой напор на ведомство канцлера - речь пошла уже даже о полном запрете на китайские инвестиции в критическую инфраструктуру Германии. В итоге Олаф Шольц, и без того вынужденный оправдываться за свой недавний визит в Пекин, по всей видимости, уступил.

    Новая стратегия Берлина строится на восприятии Пекина как "системного соперника"

    "Это все равно, что запретить BMW продавать свой старый завод, потому что вы боитесь, что ключевые немецкие автомобильные технологии попадут не в те руки", - прокомментировал принятое решение в интервью телеканалу ARD Мальте Шауманн, аналитик компании Warburg Research, специализирующийся на оценке акций Elmos.

    Но для тех, кто в Германии выступает за сокращение экономических связей с Китаем, было важно создать прецедент, и данная сделка, связанная с чувствительной сферой микроэлектроники, представляла для этого хорошую возможность. Борьба идет не за конкретный завод в Дортмунде, а за новую стратегию Германии в отношении Китая. Причем эта новая немецкая стратегия станет образцом и для всего Евросоюза. Канцлер Шольц явно настроен на то, чтобы сохранить германо-китайское экономическое сотрудничество если не в прежнем виде, то с минимальными потерями. О том, что нельзя рвать связи с Пекином, он говорил в последние несколько недель не один раз. И своим недавним визитом в Китай канцлер также пытался создать прецедент и образец для будущей стратегии. Но эта его позиция вызывает в Берлине сильное сопротивление. "Мы, как федеральное правительство, создаем новую стратегию в отношении Китая, поскольку китайская политическая система за последние годы сильно изменилась, и вместе с этим должна измениться наша политика в отношении Китая", - заявила глава МИД Германии, пока Шольц был в Пекине.

    Судя по настроениям в немецкой столице, эта новая стратегия будет выстраиваться на восприятии Пекина уже не как партнера, а в первую очередь как "системного соперника", со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и для китайских инвестиций в немецкую экономику. По словам Хабека, в борьбе с китайским экономическим влиянием внешнеэкономические законы Германии являются "острым мечом". "И мы продолжим точить его в будущем", - говорит министр. Отказ в продаже завода Elmos, судя по всему, действительно стал прецедентом, и, как сообщают немецкие СМИ, следующей под запрет попадет сделка о покупке китайским инвестором баварской компании ERS Electronic.

    Поделиться