Суть ее состоит в том, чтобы адаптироваться к новой ситуации, когда на фоне конфликта на Украине повысились риски, как подчеркнул Макрон, "масштабного геополитического противостояния в будущем". И в первую очередь изменения коснутся вооруженных сил страны. По словам Макрона, в перспективе 2030 года, а именно этот срок определен в качестве временного ориентира, Франция "должна располагать армией для будущих десятилетий, а не для прошлых". Дело в том, что до сих пор французские вооруженные силы задействовались в основном для экспедиционных миссий, таких как антитеррористическая операция "Бархан" в Сахаро-Сахельском регионе Африки. Теперь по убеждению президента, а также военных экспертов-составителей доктрины модель армии-2030 должна предоставить Парижу "возможности противостоять возобновлению межгосударственных конфликтов высокой интенсивности".
Правда, Макрон не стал рассказывать, какие финансовые средства будут вкладываться в производство вооружений. Но дал четко понять, что предстоит "мобилизовать оборонную промышленность", а также экономику в целом.
Как считает хозяин Елисейского дворца, Франция играет особую роль на континенте, поскольку является единственной страной Евросоюза, обладающей ядерным оружием. По словам Макрона, она является той самой державой, "которая находится в центре стратегической автономии Европы с прочными атлантическими корнями".
Хотя курс на создание независимой европейской обороны, заявленный Макроном еще в начале первого срока в Елисейском дворце, по-прежнему остается одной из главных целей, ему все больше приходится ориентироваться на Североатлантический альянс. Хлесткая фраза о "смерти мозга НАТО" в Париже, о чем напоминают некоторые французские политологи, напрочь забыта. Теперь, как отметил Макрон, Франция продолжит быть "образцовым союзником" в рамках НАТО, играть роль "ключевой нации", поддерживающей усилия по "обеспечению безопасности восточного фланга блока".
Отдельно Макрон остановился на вопросах партнерства в оборонной области. При этом он заявил о том, что намерен укрепить сотрудничество с Германией, сославшись на "многочисленные двусторонние программы". Однако на этом треке, как известно, между двумя странами до сих пор немало серьезных проблем, которые до сих пор не разрешены. В частности, речь идет о уже существующих проектах по созданию истребителя Future combat Air System и "танка будущего". Оба из-за разногласий компаний, принимающих участие в их разработке, практически заморожены. Это не говоря о том, что Германия решила закупать системы вооружений, в том числе истребители F-35 в США, а не французские Rafale. Более того, французы крайне недовольны тем, что Берлин защищает проект европейской системы ПВО, к которому намеревается привлечь 14 стран ЕС. А вот в числе бенефициаров этой инициативы Франции не оказалось. Недаром в своем выступлении в Тулоне Макрон сделал акцент на необходимости "проявлять большую солидарность в интересах Европы".
Здесь также обратили внимание на тот пассаж в речи французского президента, где тот подчеркнул важность развития партнерских отношений в оборонной сфере между Парижем и Лондоном. Эмманюэль Макрон намеревается организовать двусторонний франко-британский саммит по этой тематике в начале января будущего года.