- Специалистов надо готовить по тем стандартам, которые реально используют на производстве, чтобы выпускника могли, не доучивая, взять в штат на следующий день после получения диплома, - отметила замдиректора департамента госполитики в сфере СПО и профессионального обучения минпросвещения РФ Маргарита Скворцова. - По проекту "Профессионалитет" каждый образовательно-производственный кластер получает из федерального бюджета грант в 100 миллионов рублей. При этом обязательно участие органов власти, которые являются учредителями колледжей, и - главное - предприятий. Это гарантия того, что выпускников будут ждать на работу.
Нужно заниматься и повышением престижа рабочих профессий, причем на государственном уровне, подчеркнул глава Ивановской области Станислав Воскресенский:
- Выпускники школ хотят сидеть в офисах, но таких вакансий для них зачастую нет, к тому же часть офисных профессий, по прогнозам, будет отмирать. У рабочих же сегодня и перспективы, и доходы хорошие. Высококвалифицированная швея получает в несколько раз больше средней зарплаты по региону.
В Ивановской области в рамках "Профессионалитета" в оснащение четырех колледжей было вложено 200 миллионов рублей, 20 миллионов удалось получить по программе "Молодые профессионалы", рассказал заместитель начальника департамента образования региона Владимир Лазарев.
- Кроме того, мы профинансировали создание еще четырех современных мастерских. У нас в обществе предвзятое отношение к среднему профессиональному образованию. Стараемся менять ситуацию, приглашая в колледжи детей и родителей, доказывая, что там интересно учиться. Например, мастерская "Цифровое моделирование одежды" - на выходе из обыкновенной примерочной вы получаете цифровой аватар, по которому вам сошьют костюм с идеальной посадкой. Такие экскурсии дают результат. Более 52 процентов выпускников девятых классов идут учиться в колледжи. Интерес у ребят есть, важно, чтобы работодатели гарантировали им достойную работу.
По инициативе губернатора Станислава Воскресенского и бизнес-сообщества в Ивановской области уже несколько лет корректируют контрольные цифры приема в колледжи исходя из потребностей региональных предприятий. С ними же согласуют образовательные программы. Специально под новую для области подотрасль - трикотажное производство - в ссузах в Кинешме, Родниках и Фурманове открыли новую специальность "Оператор вязально-швейного оборудования".
- Мы участвуем в "Профессионалитете" в обоих кластерах, Ивановском и Шуйском. Здорово, что появился такой проект, по нему мы разработали программу для обучения вязальщиц, которой не было в принципе, - пояснила заместитель гендиректора по управлению персоналом ООО ПТК "Красная ветка" Елена Корнилова. - Мы тесно сотрудничаем с Ивановским колледжем легкой промышленности и Ивановской текстильной академией: дарим оборудование, присылаем своих механиков для его наладки. Студенты приходят к нам на практику буквально с первых курсов. И мы уже не четыре года ждем, когда они отучатся: по некоторым программам достаточно двух лет и семи месяцев. Сразу по окончании колледжа мы увидим этих ребят на предприятии. Наши замечательные швеи, которые в свои 45-50 лет строчат по 12 часов, станут им примером для подражания. А молодежь получит стабильную зарплату - и возможность видеть результаты своего труда в магазинах, на маркетплейсах, в собственном гардеробе.
Директор по персоналу предприятия "Бисер" Екатерина Низова также высоко оценила возможности проекта "Профессионалитет", позволившего написать образовательную программу под конкретные нужды производства. Обучение по ней стартовало в сентябре 2022 года, и в "Бисере" ждут на работу первых выпускников.
- Раньше мы ориентировались больше на индустрию моды. Но модельер - это штучный продукт, и студенты не могли трудоустроиться в родном регионе, переезжали в Москву. Наиболее развито в Ивановской области производство спецодежды. Соответственно мы и переработали образовательные программы, - сообщила директор Ивановского колледжа легкой промышленности Ольга Опарина. - Работодатели рецензировали их, участвовали и участвуют в укреплении нашей материально-технической базы. Если машинный парк удалось обновить за счет федерального бюджета и нацпроектов, то на покупку расходных материалов (сырья, утеплителей, фурнитуры) для учебного процесса казенных средств не хватает. Помогают как раз местные предприятия. Они же служат центрами переподготовки и повышения квалификации наших педагогов. За последние два года мы прошли большой путь, выстроили хорошие связи с такими компаниями, как "Бисер", "Исток-пром", "Лидертекс", "Тейковский ХБК" и другие.
В связи с экономическими санкциями потребность в кадрах для российского легпрома вырастет в два-три раза, полагают эксперты. Восполнять дефицит частично предполагается за счет мигрантов, но это не может быть приоритетом: приезжие работники будут отправлять доходы на родину. Поэтому обучение ткачей, вязальщиков и швей в РФ необходимо сделать более быстрым и интенсивным, отметили участники форума.
- Если в высшем профессиональном образовании говорят о продлении базового обучения до пяти лет, то у нас в СПО, наоборот, срок надо сокращать как минимум на год. И ссузы вместе с работодателями должны выбрать очень узкие ниши в зависимости от нужд конкретного предприятия, чтобы через два года выпускники готовы были, допустим, шить спецодежду любой сложности и высокого качества. В колледж должны приходить уже мотивированные ребята, умеющие трудиться, - добавила Ольга Опарина.