Запрет ввели для охраны общественного порядка, как следует из указов, подписанных главами регионов. Областные власти считают, что это ограничение не приведет к каким-либо критическим последствиям в хозяйственной деятельности. Органы госвласти и предприятия, у которых есть договоры с администрациями регионов, могут использовать беспилотники. А вот запускать дроны частным лицам теперь нельзя, пояснили корреспондентам "РГ" в областных администрациях.
- В лесном хозяйстве, противопожарных службах, где беспилотники успешно используются, они будут применяться по-прежнему, в постановлении это оговаривается, - говорит пресс-секретарь саратовского губернатора Диана Бурлаченко.
Специальная ответственность в постановлении губернатора для нарушителей этого требования не установлена. Однако, как считают в областном правительстве, они могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение решения органов власти.
Представители бизнес-сообщества говорят о том, что они отнеслись к ограничительным мерам с пониманием.
Главный инженер электросетевой компании "Нижновэнерго", филиала ПАО "Россети Центр и Приволжье" Андрей Киселев подтвердил, что полеты беспилотников прекратили и никаких проблем у компании не возникло.
- Квадрокоптеры мы активно использовали, к примеру, для обследования крыш зданий, - рассказал гендиректор Саратовского электроприборостроительного завода имени Серго Орджоникидзе Дмитрий Ханенко. С помощью беспилотников это сделать проще, дешевле . Однако ограничительные меры по использованию беспилотников не выглядят избыточными. У нас много предприятий, которые работают по оборонному заказу, есть военные объекты. Региональные власти обоснованно с тремятся снизить уровень возможных угроз безопасности.
Те, кто использовал квадрокоптеры для выполнения частных заказов - взяли паузу. Так, ждут разъяснений от местных властей волонтеры-поисковики, которые периодически используют БПЛА для поисков потерявшихся и заблудившихся граждан. Они всегда работают в связке с полицией, поэтому надеются, что их запрет не коснется.
Пострадавшей стороной от этого указа могут стать производители БПЛА. Недавно прошла информация, одна из таких компаний лишилась контрактов на 1,2 миллиона рублей.
Пока регионы вводят ограничения на использование дронов, заявки на закупку тяжелых беспилотных авиационных систем (БАС) появились на сайте госзакупок. Силовые структуры, крупные промпредприятия в регионах закупают средства противодействия летающим беспилотникам для защиты территорий. Как пояснили "РГ" на одном из тульских предприятий ОПК, такие системы действительно существуют. Первыми их начали применять в Израиле, есть такие и у Китая, имеются они и у нас в стране.
Например, заявку на приобретение комплекса противодействия беспилотным летательным аппаратам в ноябре разместило промпредприятие в Самарской области, устройство подавления беспилотников закупает одно из предприятий в Уфе, оборудование по защите от беспилотников приобретает газоперерабатывающее предприятие в Татарстане, свидетельствуют данные площадки РосТендер.
Закупки систем противодействия дронам, как и инициативы регионов по ограничению полетов беспилотников взаимосвязаны между собой, полагает руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко. "Если бы не было шагов по ограничению полетов дронов, региональным властям можно было бы предъявить претензии в бездействии. Это может быть чревато тем, что люди останутся без света, воды, отопления", - говорит он. Потому вводимые меры нельзя рассматривать как какие-то ограничения прав.
В минтрансе в ответ на запрос "РГ" о том, как регулируются вводимые регионами ограничения на использование дронов, привели выдержки из Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением правительства в 2010 году. В соответствии с документом, в частности, полеты беспилотных воздушных судов массой более 250 грамм выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения органа местного самоуправления или органов исполнительной власти городов федерального значения. Из текста правил следует, что решения, принимаемые региональными властями, как минимум не вступают с ними в противоречия.
Подготовили Евгений Гайва, Елена Шулепова