В России ежегодно производится 1,5 миллиарда тонн обезвоженного или 5,5 млрд тонн влажного осадка сточных вод, рассказала на выездном Научно-техническом совете Росприроднадзора в "Сколково" исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. Осадок требует все новых и новых площадей для хранения и обработки. При этом его эффективная и безвредная утилизация требует существенных затрат.
Решить проблему можно с помощью производства из осадков продукции, которая будет широко применяться в дорожном и жилом строительстве, в ЖКХ и других отраслях, считает Довлатова. Если обеспечить стабильный спрос на нее (например, через госзаказ), то внедрение таких технологий будет окупаться. Скажем, муниципалитеты могли бы при благоустройстве в обязательном порядке использовать почвогрунт, сделанный из осадков сточных вод, при строительстве дорог применять подсыпку из этого сырья. Стройматериалы с использованием осадка могут применяться и при возведении зданий.
В РАВВ отметили, что отрасль готова к такой схеме работы, уже разработан национальный стандарт по обработке осадков сточных вод с фокусом на производство различных продуктов и возможности их экологически безопасного использования в различных сферах экономики. Государство поддерживает тренды экономики замкнутого цикла, создан одноимённый федеральный проект, отраслевая программа применения вторичных ресурсов из отходов в сфере строительства и ЖКХ. Однако необходимо дальнейшее совершенствование госрегулирования. К примеру, сейчас водоканал каждого города, желая использовать осадок, должен собирать собственный пакет разрешительных документов, говорит заместитель исполнительного директора РАВВ Георгий Самбурский. Хотя сырье примерно одинаково, регламент изготовления полезной продукции единый. Кроме того, в госпрограмме осадок признается не "побочной продукцией", а отходом. А для работы с отходами опять же требуется оформление значительно большего пакета документов.
Но самая главная задача - формирование стабильного спроса на продукцию, отмечает Самбурский. Водоканалы не смогут самостоятельно обеспечивать полный цикл поставок - иметь свои машины, привозить грунты, ждать, купят их или нет, участвовать в конкурсах. Однако это может стать элементом госзаказа. Сейчас при отсыпке дорог, рекультивации зачастую используют плодородную почву.
Сама идея вовлечь в оборот сложные в утилизации отходы активно развивается - можно вспомнить активное применение золы уноса теплоэлектростанций для пенобетонов, использование горючих отходов в цементном производстве, различные формы переработки пластиков и так далее, отмечает эксперт Общественного совета при минстрое Илья Пономарёв. Переклассификация осадка из отходов в побочную продукцию для обеспечения возможности применения, по его мнению, абсолютно логична. "Насколько поможет в сбыте госзаказ, судить не возьмусь, но создание преференций при прочих равных тоже видится возможным. Это стандартная практика, стимулирующая подобные технологические решения. Важно отметить, что речь идёт не только об экономике сферы водоснабжения и водоотведения, хотя это критически важно в силу ее исторического недофинансирования, но и об экологически ответственном поведении. Создание полигонов и мест захоронения таких отходов даёт существенную нагрузку на природный комплекс", - считает он.
В проблеме использования осадка надо задаться вопросом о стоимости этих так называемых продуктов, их качестве, экологической безопасности, а также общем количестве, говорит первый зампредседателя центрального совета Всероссийского общества охраны природы Элмурод Расулмухамедов. "В стране есть огромное количество производственных отходов, которые могли бы применяться в строительстве, те же самые шлаки. Но критичной является стоимость перевозки. Поэтому дорожники предпочитают иметь песчано-гравийный карьер рядом со стройкой. Это проще и дешевле. Мы проводим свои эксперименты с илами. Например, для производства рулонных газонов. Это более перспективное направление", - говорит он.
По мнению специалистов НИУ МГСУ, использование отходов жизнедеятельности человека имеет хорошую перспективу для применения в строительстве. Технологически это вполне возможно, учитывая огромные объемы накопленного "сырья", его доступность и низкую стоимость. Влажный осадок, который накапливается на иловых картах городских очистных сооружений, не всегда можно использовать в качестве удобрений из-за токсичности и разнородности состава. Зато при применении современных технологий его вполне можно преобразовать в строительный материал.
Например, ученые Мельбурнского королевского технологического университета разрабатывают способ создания кирпичей из переработанных фекалий. По их утверждению, кирпичи из твердых биологических отходов выглядят и пахнут так же, как обожженные кирпичи, имеют схожие физические и механические свойства. Если учесть, что за год в мире производится 1,5 трлн кирпичей, для чего требуется 3,15 млрд кубометров глины, которую надо добыть, перевезти и переработать, то перспектива изготовления кирпичей из фекалий выглядит вполне реальной и эффективной.
Вполне возможно применение осадка при дорожном строительстве для отсыпки грунтовой подушки под твердое покрытие. После сушки и обработки осадок может заменить песок, так как обладает схожими физическими качествами. При разработке эффективных технологий модификации отходов и увеличении объемов использования они будут значительно дешевле традиционных строительных материалов, отмечают в НИУ МГСУ.
Использование осадка должно подразумевать строгий контроль на всех этапах обезвреживания и использования, подчеркивает директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов. По его мнению, универсальный подход как раз нелогичен - состав сточных вод отличается в разных городах. Они могут включать значительное количество медицинские отходов, тяжёлых металлов и других опасных составляющих. Процесс обезвреживания должен быть чётко регламентирован и контролироваться госорганами. Полученное сырье - техногрунт можно широко использовать на территориях с частичным загрязнением (например, при рекультивации полигонов, закрытых производств), при строительстве дорог и др. "Необходимо создать ограниченный перечень возможного использования техногрунта из остатков сточных вод с учётом экономической эффективности. Если использовать такой техногрунг при строительстве жилых объектов, то высокая стоимость обезвреживания сделает всю затею финансово нецелесообразной", - считает он. Большую роль играет повышение качества остатков сточных вод. ВШЭ уже выступала с предложением установки во всех новых домах бытовых измельчителей пищевых отходов. Это, с одной стороны, повысило бы процент извлечения полезных фракций (бумаги, пластика, стекла и пр.) из бытового мусора, поскольку именно влажные пищевые отходы портят потенциальное вторсырье. С другой стороны, это принципиально изменило бы морфологию осадка в лучшую сторону и позволило бы расширить возможности его переработки.
"Вовлечение в хозяйственный оборот иловых осадков - задача не только экономическая и технологическая, но, прежде всего, управленческая и научная, - считает руководитель лаборатории по исследованию финансовых, управленческих и технологических основ экономики замкнутого цикла ИГСУ РАНХиГС Содном Будатаров. - Крупные водоканалы вполне способны перестроить свою модель и функционировать как экотехнопарки с замкнутым циклом. Окупаемость таких проектов возможна за счет снижения площадей полей фильтрации и тарифа. Однако это требует другого управленческого мышления, устремленного к циклической модели, а не устоявшейся".
Сейчас некоторые водоканалы уже используют осадок - например, делают почвогрунты для своих целей, рассказывает Самбурский. В Санкт-Петербурге, где негде накапливать осадок, есть целая сеть заводов по его сжиганию. Объем осадка резко уменьшается, а золу уже можно добавлять в строительные смеси. Московский водоканал осадок сначала сбраживает, вырабатывая электроэнергию, потом высушивает, обрабатывает, есть договоренность с цементными заводами, что они будут добавлять осадок в свои смеси. Однако пока, по словам эксперта, случаи использования осадка сточных вод единичны.