14.11.2022 07:00
Поделиться

Странам "двадцатки" подложили Украину. Подтвердит ли на G20 Сергей Лавров, что "Васудхайва Кутумбакам"

Предстоящий во вторник саммит G20 под председательством Индонезии не обещает быть ни мирным, ни конструктивным. Не вызывает сомнений, что запомнится он множеством демаршей, громких заявлений, хлопаньем дипломатических дверей и мангровой рощей, которую по замыслу организаторов должны заложить высокопоставленные участники мероприятия. Разумеется, те из них, кто досидит до его конца.

Объединительный пафос Индонезии, которая старательно собирала на Бали лидеров государств, подобно нечаянно соскользнувшему на каменный пол хрустальному бокалу, грозит разлететься на множество осколков. Тогда и любовно налитое в этот бокал вино мгновенно превратится в ничто, растекаясь по грязи холодных плит. Хотелось бы ошибиться, но именно такую незавидную участь готовит предстоящему саммиту группа западных государств. И никакой "честный брокер" в лице Индонезии, как назвала эту страну за примирительную политику представитель МИД России Мария Захарова, будет не в состоянии выправить ситуацию. Впрочем, западные СМИ еще до начала президентской G20 со своей стороны констатировали глубокие, неразрешимые противоречия между участниками, которые лишают наступающее мировое событие конструктивизма.

Генеральная репетиция саммита G20 уже состоялась в Камбодже на саммите восточноазиатских государств. Там участникам не удалось принять даже совместного заявления по итогам. Приведу объяснения Лаврова: "Американцы и их партнеры в совместном заявлении настаивали на неприемлемой оценке ситуации на Украине и вокруг нее". Теперь США и их союзники намерены подложить в постель "двадцатки" Украину и вновь с наслаждением наблюдать, как та отравит атмосферу всего индонезийского саммита, как ранее с лихвой отравила атмосферу саммита восточноазиатского.

Индонезийские военные охраняют все без исключения объекты в отеле, где остановились участники саммита. Под охраной даже туалет на пляже. Фото: Евгений Шестаков / РГ

При этом США традиционно вроде бы ни при чем. Главный кукловод рассуждает об "инвестировании в инклюзивную экономику будущего и создании устойчивой инфраструктуры". Чем выгодно отличается от британского премьера Риши Сунака или европейской гран дамы Урсулы фон дер Ляйн, больше озабоченных, как убедить первых лиц неевропейских стран G20 не встречаться с главой МИД РФ.

Официальная программа саммита G20 выглядит многообещающей, но страны Запада намерены отравить его атмосферу украинской темой

На восточноазиатском форуме в Камбодже кресло Лаврова находилось буквально в четырех метрах от места президента США. Думаю, организаторы намеренно выбрали для руководителей российской и американской делегаций такую локацию. Ведь изначально предполагалось, что в Пномпень прилетит российский президент, и соседство с Байденом могло способствовать началу диалога между ними. Но Владимир Путин не прилетел, а Джо Байден, напротив, в последние дни лишь усилил конфронтационную риторику в отношении Москвы. Так что ждать перемен в настрое американской стороны на G20 Лаврову не приходится.

Если судить по официальной повестке, программа "двадцатки" выглядит многообещающей. В первый день - обсуждение продовольственной и энергетической безопасности, а также глобальной архитектуры здравоохранения. Во второй - участники саммита поговорят о цифровой трансформации. В конце первого дня руководители делегаций получат обновку - особые наряды, украшенные национальными элементами. Остается надеяться, что организаторы сняли с главы российского МИДа правильную мерку, и подаренная одежда ему подойдет с первой попытки. Но вот состоится ли совместная фотосессия - открытый вопрос, если вспомнить, что ранее, на министерской встрече G20, с этим протокольным пунктом не заладилось.

Будет ли Лавров присутствовать все время в зале заседаний во время сессий "двадцатки" или уйдет на двусторонние переговоры, не дожидаясь, когда западные коллеги начнут поливать Россию грязью? Судя по предварительной программе - большую часть времени российский министр все же планирует выслушать других участников G20. Если, конечно, те будут придерживаться сути заявленных вопросов и не начнут "рвать рубахи" ради Киева, рискуя при этом остаться без штанов. Если судить по разрозненным информационным сообщениям, значительную часть времени участники двадцатки посвятят выяснению отношений друг с другом в сокращенном составе по самым разным поводам - от экономики до исторического прошлого. Прогнозировать, состоятся ли в итоге переговоры главы КНР с японским премьером или с президентом США, до начала саммита занятие бессмысленное - в современной дипломатии планы разрушаются куда быстрее, чем их успевают составлять.

Также не знаю, согласится ли после завершения нынешнего саммита на Бали Сергей Лавров с высказыванием "Васудхайва Кутумбакам"? После Индонезии председательство в G20 перейдет к Индии. Та выбрала девиз для будущего руководства, который так и звучит "Васухдхайва Кутумбакам", что в переводе с древнего санскритского текста означает примерно следующее: "Весь мир - одна семья". В качестве логотипа G20 в Дели предложили цветок лотоса с семью лепестками, которые символизируют семь континентов и семь нот.

Военные корабли охраняют побережье Бали, где проходит саммит G20. Фото: Евгений Шестаков / РГ

Вот только "семейка", судя по предварительному настрою участников нынешнего балийского саммита, индийцам достанется сложная, временами склочная и уж точно не дружная. Ее отдельные члены готовы подложить Украину всем своим близким и дальним родственникам, шантажировать их, чтобы втянуть в глобальный конфликт с Москвой и Китаем, лишить их геополитической и финансовой самостоятельности. Так что при всей поэтичности и благородстве древнего санскритского высказывания, Сергей Лавров в нынешних реалиях может с ним не согласиться.

Кстати

"Большая двадцатка", существующая с 2008 года, редко принимает принципиальные всеобъемлющие решения. Все что удалось реально сделать, это разработать новые стандарты регулирования финансовых институтов, говорит доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Петр Мозиас.

Если вынести за скобки геополитическую напряженность, сейчас в повестке проблемы высокой инфляции, которой не было в странах Запада с начала 80-х годов прошлого века, и экономический спад.

Во время кризиса, вызванного пандемией коронавируса, происходило монетарное стимулирование экономик за счет эмиссии. В 2022 году наблюдается резкое замедление экономического роста в мире, как в развитых, так и в развивающихся странах. Сочетание высокой инфляции при одновременном спаде, то есть стагфляцию, и будут обсуждать.

Вот только придумать механизмы противодействия негативным тенденциям скорее всего окажется сложно, а самое главное, сложно будет договориться о том, чтобы все страны выполняли рекомендации. Потому вряд ли стоит ожидать каких-то обязательных для всех решений, заключает эксперт. На саммите будет разноголосица, соглашается профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Портанский. Среди двадцати стран есть те, которые поддерживают идею многополярного мира, а есть и те, которые занимают либо прокитайскую, либо проамериканскую позицию, отмечает он. На азиатском континенте есть и такие, кто не поддерживает Китай, как, например, Япония.

При этом многие страны все равно соизмеряют себя с Западом, как тот же Китай, поскольку имеют значимые торговые, экономические связи с США. Также объем торговли Индии с США больше, чем с Россией, добавляет эксперт. Так что есть экономические реалии, которые диктуют все же двухполярную модель и от которых пока не уйти, заключает он.

Подготовил Евгений Гайва