Визит трехмесячной давности повлек серьезный кризис в американо-китайских отношениях, резко подорвал доверие Пекина к Вашингтону, поскольку поездка Пелоси была устроена чуть ли не сразу после заверений Байдена в том, что Вашингтон не поддерживает т.н. "независимость Тайваня". В то, что спикер вообще никак не координирует свои действия с президентом, в Пекине категорически отказываются верить. Настало время объясниться.
В Китае многие не верили в то, что Байден хоть как-то изменит свою риторику в отношении тайваньского вопроса. Еще 9 ноября, менее чем за неделю до встречи с Си, президент говорил журналистам: "наша тайваньская доктрина остается неизменной". При этом не исключал, что будет обсуждать соответствующие вопросы с позиций американского превосходства. "Нужно посмотреть, считает ли Си Цзиньпин, или нет, что у Китая - самая мощная армия и самая сильная экономика. И до того, и до другого ему еще очень далеко", - заявил хозяин Белого дома.
В Пекине такие разглагольствования охарактеризовали как "полный неадекват".
Издание Global Times перед диалогом на высшем уровне отмечало: "В преддверии встречи в американской администрации постоянно повторяли, что Вашингтон хочет обозначить некие "направляющие" и провести "красные линии" в американо-китайских отношениях. Китайская сторона уже давно очертила "красные линии", которые нельзя пересекать. Это, прежде всего, принцип "одного Китая". Проблема в том, что эта предельно ясная риторика становится крайне двусмысленной в исполнении Вашингтона. Вопрос Тайваня - это ключевой интерес Китая. Американо-китайские отношения могут выстраиваться только на принципе "одного Китая". Никакой торг здесь неуместен. Однако факты показывают, что американское понимание "красных линий" в отношениях с КНР - далеко не адекватно".
Газете удалось буквально слово в слово предсказать заявление Си, который на встрече с американским президентом отметил: "Вопрос Тайваня - самый ключевой из всех ключевых интересов Китая. Этот вопрос - "красная черта", которую нельзя переступать в американо-китайских отношениях. Это - внутренний вопрос Китая. Мир в регионе Тайваньского пролива и т.н. "независимость Тайваня" - это несовместимые вещи".
Похоже, на этот раз Байден все-таки не просто услышал, но и прочувствовал китайскую позицию, поскольку очень развернуто ответил на посыл Си. Агентство Синьхуа приводит следующее заявление главы американской администрации: "США не хотят развязывать холодную войну против Китая или возрождать антикитайские союзы. США не поддерживают т.н. "независимость Тайваня", логику "двух Китаев" или "одного Китая, одного Тайваня". США привержены принципу одного Китая и не намерены использовать тайваньский вопрос для сдерживания Китая. Вашингтон не намерен идти на конфликт с КНР или сдерживать его развитие, готов работать над разногласиями и не допустить, чтобы взаимное недопонимание или жесткая конкуренция переросли в конфронтацию или конфликт".
Председатель КНР в ответ выразил надежду на то, что США наконец-то "подкрепят свои слова делом и будут на практике следовать принципу "одного Китая". Если это наконец случится - появится хорошая перспектива нормализации американо-китайских отношений, на что в Пекине искренне рассчитывают. По словам Си, Нынешнее состояние американо-китайских отношений "не соответствует интересам двух стран, их народов и ожиданиям всего мира". "Китаю и США необходимо проявить ответственность перед историей и всем миром, найти способ ладить друг с другом в новую эпоху, направить отношения в верное русло здорового и стабильного развития... работать вместе, чтобы принести миру новые надежды на мир, уверенность и стабильность, дать стимул глобальному развитию", - подчеркнул председатель КНР, добавив: "В мире - достаточно места для развития и процветания и Китая, и США".
Лидеры двух стран обозначили первые точки соприкосновения интересов: это обеспечение продовольственной безопасности и борьба с глобальным изменением климата. Байден подтвердил готовность поддерживать связь с Пекином по всем насущным разногласиям, чтобы "держать их под контролем".
В целом наблюдатели оценивают исход встречи как положительный. Многие отмечают: уже сам факт переговоров - огромный прогресс. Вместе с тем, для полной нормализации американо-китайских отношений предстоит пройти долгий путь, уверены политологи.
Так, профессор международных отношений Восточно-китайского университета Джозеф Махоуни подчеркнул, что за одну встречу невозможно решить постоянно растущий ворох проблем в американо-китайских отношениях. "Год назад мы говорили о сворачивании торговой войны, три месяца назад - о необходимости уважать суверенитет Китая, месяц назад - о приостановке американской политики "технологического разрыва", направленной на сдерживание экономического развития Китая. Все эти вопросы остаются нерешенными, и нет надежды, что по итогам переговоров по ним будет значительный прогресс", - отметил эксперт в эфире Международного радио Китая.