15.11.2022 22:10
    Поделиться

    Проект "Опера Априори" представляет в Москве три программы

    Фестиваль "Опера Априори" уже девятый год путешествует по концертным площадкам столицы, соединяя мировых мегазвезд и молодых исполнителей оперы в одной афише. Но сначала пандемия, а теперь политическая ситуация повлияли на суть форума. Так, вопреки названию в программе нынешнего фестиваля исключительно камерная музыка в интерпретации солистов Большого и Мариинского театров и известных российских пианистов.
    Альбина Латипова, солистка Большого театра, работы которой стали музыкальным событием.
    Альбина Латипова, солистка Большого театра, работы которой стали музыкальным событием. / Ира Полярная / Опера Априори

    Все концерты этого года проходят в Малом зале "Зарядья". Первыми на сцену вышли солистка Большого сопрано Альбина Латипова и клавесинист/пианист Юрий Мартынов. Программа, как всегда на фестивале, отличалась изысканностью: французская музыка трех эпох без какого-либо шлягерного налета. Сначала прозвучала Сюита Жан-Филиппа Рамо, где причудливо соседствуют трикоте, менуэты, триолеты с дикарями и цыганами, которых, как следует из оригинального названия пьесы, в XVIII веке считали египтянами. Потом исполнили вокальный цикл "Пять греческих народных мелодий" Мориса Равеля. После паузы настал черед фортепианного цикла Клода Дебюсси "Эстампы", где автор виртуозно передал в маленьких зарисовках и балийскую медитативность, и мавританский темперамент, а в финале вечера снова Равель - цикл песен "Шехеразада". Свидетельство того, сколь талантливо и ярко с давних времен Запад способен искать пути постижения Востока. У художников это получается красиво.

    Акустика в Малом зале "Зарядья", который можно использовать и в качестве звукозаписывающей студии, отличная. Но поскольку клавесин оказался задвинут в левый угол сцены, музыкант сидел спиной к аудитории, а звук уходил куда-то за сцену отчего, конечно, Сюита Рамо потеряла многие из своих красок. Цикл Равеля по мотивам подлинных народных напевов Греции не требует от певца вокального титанизма, а скорее, естества, юмора, легкости и в итоге свободы. Но зависимость певицы от нот, стоящих на пюпитре, создавала впечатление наброска двух интересных музыкантов для работы в будущем.

    Акустика в Малом зале "Зарядья", который можно использовать в качестве звукозаписывающей студии, отличная

    Три истинно французские "мелодии" Равеля, составляющие цикл "Шехеразада" на слова Тристана Клингзора (псевдоним Леона Леклера), наоборот, предполагают, что героиня и рассказчица "Тысячи и одной ночи" проявит всю палитру музыкальности и вокального мастерства, тем более что по авторскому замыслу это сочинение создано для сопрано соло и оркестра. В данном же случае к шикарному фортепиано Юрия Мартынова в одной из песен присоединилась лишь скромная флейта Натальи Береславцевой, а сопрано Альбины Латиповой стало настоящим украшением этого исполнения, достигнув высшего уровня ансамбливости с пианистом.

    Единственный бис - ария Лейлы из оперы Бизе "Искатели жемчуга", действие которой происходит на Цейлоне, не только сделал красивым финал культурного диалога Запада и Востока, но и заставил вспомнить о том, что фестиваль называется "Опера Априори", а Альбина Латипова - солистка нового поколения Большого и в ее активе за пять лет службы в театре более партий, среди которых Гиневра в "Ариоданте" Генделя и Коринна в "Путешествии в Реймс" Россини - работы, что стали событием в музыкальном мире.

    Кстати

    В рамках фестиваля "Опера Априори" 28 ноября солистка Большого театра Екатерина Воронцова и пианистка Варвара Мягкова представят бельканто от Михаила Глинки и Джоаккино Россини.

    Поделиться