В частности, постановление пленума разрешает гражданам требовать компенсации даже за проведение незаконных обысков. Причем подать иск могут не только фигуранты дела, но и их родные и близкие, живущие вместе с ними. Например, обратиться в суд может жена подозреваемого, которую ни свет ни заря разбудили громкие стуки в дверь. Приходили к нему, но расстроилась она.
Если суд решит, что правоохранители погорячились, придя к фигуранту в столь ранний час, или вообще не имели права к нему приходить, то и жена, и дети смогут потребовать компенсацию. При этом граждане смогут требовать компенсации за любые обиды, несправедливо нанесенные правоохранителями.
Например, выставить счет можно при незаконном обыске или задержании. Пленум Верховного суда подчеркивает: суд вправе взыскать компенсацию морального вреда, причиненного, например, в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого по уголовному делу или незаконного административного задержания на срок не более 48 часов.
Проще говоря, нет разницы, задержали ли вас потому, что сочли похожим на преступника, или предложили пройти в отделение, чтобы составить протокол за какое-то мелкое нарушение. Если вас обидели подозрениями, да еще заставили потратить время на беседы в полиции, можете смело выставлять счет. Его оплатят. Но только в том случае, если обиды были напрасными. В смысле, правоохранители не имели права вас задерживать.
Тем более можно и нужно требовать оплаты обид, если человека по напрасному обвинению отправили под арест. Как пояснил Верховный суд, взыскать компенсацию морального вреда можно даже в том случае, если с невиновного человека взяли подписку о невыезде. При этом, как поясняют юристы, необязательно дожидаться именно оправдательного приговора или постановления о прекращении уголовного дела. Достаточно, например, переквалификации на менее тяжкое обвинение, отмены меры пресечения и так далее. Скажем, человек виноват, но виноват не так сильно, как считалось вначале. Это тоже причина поговорить о возможной компенсации.
Другие новации содержатся в проекте поправок в Кодекс административного судопроизводства. Этот закон регулирует процедуру рассмотрения споров граждан с чиновниками. Инициатива расширяет применение электронных технологий в таких спорах. Это, как надеются эксперты, позволит рассматривать дела намного быстрее.
"Проект поправок к Кодексу административного судопроизводства содержит ряд положений, направленных на обеспечение полной и эффективной судебной защиты прав граждан в спорах с государственными структурами, - сказал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - В том числе предполагается ускорение судебной защиты по соответствующим делам. Для этого рекомендовано предусмотреть направление в электронном виде не только судебных актов, но и распоряжений, требований, поручений, обращений судов".
Он подчеркнул, что данная мера призвана ускорить получение документов лицами, которым они адресованы, и, соответственно, сократить сроки перерывов в судебных заседаниях, сроки отложения судебных разбирательств, а в конечном счете - фактические сроки рассмотрения дел и защиты нарушенных прав.
Вице-президент Гильдии российских адвокатов Никита Филиппов заметил, что с учетом развития сервисов электронного правительства предложение Верховного суда предусмотреть возможность изготовления судебных актов по административным делам в электронной форме выглядит неудивительным.
"Верховный суд РФ связывает данное предложение с возможностью ускорения судебной защиты прав в административном процессе, - говорит Никита Филиппов. - С учетом порядка получения копий судебных актов в некоторых районных судах мы, наверное, с такой позицией согласимся. Но нельзя отрицать, что это еще и очень удобно".
По его мнению, если электронные процедуры в районных судах когда-нибудь можно будет наладить так же эффективно, как это сделано в арбитраже благодаря системе КАД Арбитр, процесс рассмотрения дела и его прохождения по всем инстанциям можно будет сократить еще на несколько месяцев. "Что особенно актуально, когда человек сталкивается с нарушением его прав со стороны государственных органов", - подчеркивает адвокат.
В свою очередь, старший юрист Бюро адвокатов "Де-юре" Екатерина Булыгина полагает, что в случае, если изменения, предложенные Верховным судом РФ, будут внесены в Кодекс административного судопроизводства РФ, это упростит процедуру защиты прав и сделает рассмотрение административных дел более эффективным. Также она обращает внимание, что предложенные поправки в Кодекс упрощают процедуру взыскания морального вреда с чиновников. Так что документ в некоторых положениях перекликается и с постановлением пленума.
"В настоящее время лицо должно сначала обратиться в суд с иском о признании незаконным бездействие должностного лица, а потом, получив положительное решение, обратиться в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда на основании судебного акта о признании незаконным бездействия должностного лица", - поясняет Екатерина Булыгина.
Инициатива Верховного суда России позволит решать вопрос о взыскании компенсаций с чиновников намного быстрее - в рамках одного процесса.
Пленум Верховного суда РФ одобрил проект поправок в Арбитражный процессуальный кодекс, приостанавливающий судебные споры, если кто-то из сторон процесса участвует в боевых действиях. При этом гражданин-истец вправе заявить ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Напомним также, что сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, приостанавливающий судопроизводство в отношении мобилизованных граждан и добровольцев, участвующих в боевых действиях. Будут приостанавливаться гражданские и арбитражные судебные процессы, а также исполнение судебных решений. Судебные приставы должны будут приостановить исполнительные производства. При этом исключение составят разбирательства, которые касаются выплаты алиментов и возмещения вреда в связи со смертью кормильца. Но в остальных случаях граждане, выполняющие свой воинской долг, будут защищены.
Недавно директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов сообщил: судебными приставами было приостановлено взыскание в отношении 107 тысяч человек, участвующих в специальной военной операции.