Поделиться

    Черноземные предприятия взяли курс на импортозамещение

    Предприятия Черноземья не остановились на первых успехах в замещении импортных составляющих для сельского хозяйства, машиностроения и бесперебойной работы малого бизнеса. Эксперты отмечают, что сейчас даже отечественный автопром, который все время считали тотально зависимым от взаимоотношений с недружественными теперь партнерами, перестал таковым быть. "РГ" выяснила, как преодолеваются барьеры антироссийских санкций.

    Поехали на своих

    Автомобилестроение - в числе первых отраслей, значительно зависящих от импортных комплектующих. Отечественные производители машин начали сразу же искать способы заменить все те детали, в поставках которых отказали ненадежные партнеры в недружественных государствах.

    Так, белгородское предприятие Старооскольский завод автотракторного электрооборудования имени А. М. Мамонова (АО "СОАТЭ"), производивший детали для коробки передач отечественных автомобилей, решился на увеличение объемов выпуска. Для этого в производство инвестировали 390 миллионов рублей, причем более трех четвертей этой суммы составили заемные средства.

    Льготное финансирование предприятию предоставил Фонд развития промышленности. В результате вместо 120 тысяч комплектов деталей в год здесь будут производить до 280 тысяч. Любопытно, что до этого свыше половины рынка этих деталей занимали зарубежные поставщики, хотя, как отметили в Фонде развития промышленности, эксперты не раз подчеркивали высокое качество отечественных деталей и более приемлемую для отечественного автопрома стоимость. На одной из выставок задолго до последних жестких антироссийских санкций глава федерального Минпромторга Денис Мантуров, осмотрев продукцию завода, сказал о том, как важно ее популяризировать, ведь достоинств у этих комплектов - масса. Теперь же конкуренты сами освободили нишу на рынке.

    Управляющий директор старооскольского завода Владимир Боев, рассказывая об увеличении производства, подчеркнул, что основная часть импорта таких деталей поставлялась из Европы, но теперь этот объем замещает белгородское производство.

    Завод в Краснинском районе Липецкой области наращивает выпуск электрокаров

    - Благодаря проекту ФРП у нас появилась возможность производства любых деталей с механической обработкой методом литья под давлением и весом до трех килограммов, - отметил менеджер. - Теперь мы смогли локализовать в России производство компонентов коробок передач, которые ранее поставлялись из-за рубежа.

    Все это имеет и социальный эффект: на предприятии появилось 21 новое рабочее место.

    О том, что черноземные предприятия привлекают внимание производителей автопрома, говорит и курский губернатор Роман Старовойт. На одном из оперативных совещаний он отметил, что 10 заводов Соловьиного края имеют все шансы стать поставщиками комплектующих для автомобилестроительных гигантов.

    - Многие автопроизводители ушли с российского рынка, а значит, самое время поддержать отечественного производителя, - отметил чиновник. - Задача нашего региона - воспользоваться этим моментом.

    В Черноземье уже выпускают и автомобили. Завод в Краснинском районе Липецкой области наращивает выпуск электрокаров. Вице-губернатор Сергей Курбатов на недавнем брифинге сообщил, что с конвейера сошли уже 380 машин. Заказов у завода предостаточно, покупатели настроены приобретать сразу крупные партии. При этом возможность купить местный электрокар совсем скоро появится и у липчан, а пока для машин нового поколения стремительно создают инфраструктуру: зарядные станции и парковки как в жилых микрорайонах, так и около предприятий и организаций.

    Для труда и обороны

    Промышленность Курской области продолжает перестраиваться в новых экономических условиях. Заместитель губернатора Сергей Стародубцев отмечает, что уже более 30 предприятий перешло на "оборонные рельсы", и, хотя они продолжают выпуск и "мирной" продукции, важно, что для целей СВО не приходится искать поставок в дружественных государствах.

    На Липецком станкостроительном предприятии, продукция которого востребована буквально в каждом уголке страны и далеко за рубежом, производят оборудование по конкретным пожеланиям заказчика. Металлообрабатывающие устройства необходимы в множестве отраслей - от пищевой промышленности до авиастроения. Во время визита на завод липецкий губернатор Игорь Артамонов отметил, что для обороны страны предприятие готово делать еще больше, нежели сейчас, перспективы есть. Тем более что липецкий станок глубинного шлифования - редкая разработка, равных которой попросту нет. Нечто похожее производят в Германии, но цены на это оборудование значительно превышают липецкие.

    Примечательно, что именно на этот завод сейчас везут и готовые станки, отработавшие некоторое время: ремонт оборудования стоит не так дорого, как покупка нового, к тому же липецкие конструкторы всегда ищут способы сделать станок более совершенным. Так что острая нехватка производственного оборудования российским заводам пока не грозит.

    Примечательно, что черноземные производители выезжают далеко за пределы регионов, чтобы изучить проблематику других предприятий, а потом и решить все сложные вопросы. Яркий пример - курский завод "Рокот". Его представители спроектировали и установили свое оборудование на предприятии по производству малеинового ангидрида в Тобольске. Это вещество используется для приготовления клея, замазки, композитных материалов и моющих средств и раньше поставлялось из-за рубежа. Прежнее оборудование не справлялось со своими задачами, а без него заместить на российском рынке импортный ангидрид было бы или сложно, или слишком дорого.

    Еда без зависимости

    Продовольственная безопасность - первое, о чем эксперты заговорили сразу же после первых антироссийских санкций. И именно черноземные аграрии в который раз заверили: необходимых российскому рынку продуктов производится более чем достаточно.

    Однако до сих пор вопросы о зависимости отечественного АПК возникают в связи или с техникой для земледелия, или с племенным животноводством, или семенным материалом.

    Первую проблему уже достаточно активно и успешно решают практически в каждом регионе Черноземья. Представители машиностроительных предприятий отмечают, что импортные комплектующие успешно меняются на местные. Яркий пример - орловский "Дорагромаш", который бережет не только технику для растениеводства, но и бюджет своих клиентов. То, что импортные запчасти неоправданно дороги, сейчас доказывают отечественные производители их аналогов.

    На Орловщине также создана научная база для селекции: здесь обеспечивают семенами не только собственных аграриев.

    Над генетической безопасностью российского животноводства в Черноземье начали работать задолго до последних событий. Белгородский научно-образовательный центр в сотрудничестве с индустриальными партнерами улучшает генофонд и свиней, и коров, не отказываясь от планов создать собственную, белгородскую породу продуктивных животных.

    А в Липецкой области совсем недавно открыли профильный племенной центр, который обеспечит производителей свинины генетическим материалом самых востребованных пород свиней. Курирующий АПК вице-губернатор Игорь Кремнев отметил, что это позволит выращивать элитное поголовье животных в регионе, а не завозить из-за рубежа, как это делалось раньше.

    Поделиться