В конкурсе принимали участие промышленные предприятия в основном из сферы обрабатывающих производств. Для возмещения части затрат им необходимо иметь минимум трехлетний проект развития, направленный на техническое перевооружение, создание новых подразделений и установку оборудования. Компенсировать можно уже произведенные расходы на оборудование. Источник финансирования - бюджетные средства разных уровней.
Притом результатом предоставления субсидии в трехлетней перспективе должно быть как увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, рост объема инвестиций в основной капитал, так и увеличение числа рабочих мест. Исходя из наличия средств в бюджете, победителей в отборе может быть несколько.
В этот раз победителей оказалось девять из разных городов области. Среди них - предприятия космической отрасли, авиационного и космического двигателестроения, производители сельхозтехники, автокомпонентов и в целом представители машиностроения. Все они предложили свои показатели роста. Теперь с ними подпишут соглашения о предоставлении средств, сумма субсидии составляет от 329 тыс. до 10 млн рублей с учетом заявленной потребности.
В начале ноября на заседании круглого стола в областном парламенте, посвященном реализации промышленной политики, от профильного министерства прозвучала информация о мерах поддержки. В 2022 году из федерального бюджета региональные промпредприятия получили более 1,3 млрд рублей субсидий. До конца года планируется привлечь еще порядка 1 млрд рублей, в том числе для оплаты услуг по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР) высших учебных заведений, возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, продвижения потребительских непродовольственных товаров и на другие цели.
Акцент господдержки будет постепенно смещаться в пользу возвратного льготного финансирования. Тем более что самарские предприятия активно пользуются возможностями Фонда развития промышленности. С 2015 года профинансировано 25 региональных инвестиционных проектов, объем поддержки составил более 4,7 млрд рублей. В 2022 году предоставлены займы на 864,5 млн рублей, на рассмотрении находятся заявки на 4,6 млрд рублей, отметили в областном министерстве промышленности и торговли.
По линии регионального фонда развития промышленности уже профинансировано 13 инвестпроектов на сумму более 218 млн рублей, планируется предоставить займы еще на 243 млн рублей. В фокусе - направления по разработке и внедрению перспективных технологий, производству новой конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции гражданского назначения с импортозамещающим или экспортным потенциалом.
Это далеко не все меры поддержки, оказываемые предприятиям региона, но, как считают в областном парламенте, для развития производства нужна инфраструктура разного рода. Стоило затянуть с ремонтом Заводского шоссе - важнейшей транспортной артерии для предприятий в Самаре, - как они сразу почувствовали это на себе. Притом что привести в порядок дорогу промышленники просили много лет, а средства в бюджете в итоге нашли.
- Формирование, расширение дорожной и транспортной инфраструктуры, равно как и реконструкция и строительство автодорог, идут без полного учета роста промышленных и торговых территорий, а иногда и препятствуя их развитию и транспортному обеспечению, - подчеркнул председатель комитета Самарской губернской думы по строительству, транспорту и автодорогам Николай Лядин. - Например, такая ситуация сложилась и при реконструкции Заводского шоссе в Самаре, и при реконструкции трассы М5 в Жигулевске. Промышленные территории должны быть обеспечены всей инфраструктурой - транспортной, энергетической, коммунальной.
По итогам круглого стола парламентарии направили в областное правительство свои рекомендации, в том числе связанные с системным решением вопросов подключения к инфраструктуре, строительства подъездных путей.