Поделиться

В Ставрополе водители маршруток подали в суд на краевой минтранс

Уже более года министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края реформирует общественный транспорт в региональной столице. В городе открыли несколько магистральных маршрутов, по которым ездят только автобусы средней и большой вместимости. Перевозчикам с парком микроавтобусов на этих линиях работать запретили, однако они не согласились с таким положением дел и пошли в суд.
Комфортный общественный транспорт может стать альтернативой частным автомобилям, но пока к его организации остается много вопросов
Комфортный общественный транспорт может стать альтернативой частным автомобилям, но пока к его организации остается много вопросов / Артем Геодакян/ТАСС

Работа общественного транспорта - одна из самых обсуждаемых горожанами тем. Дискуссии активизировались осенью, когда трафик стал более насыщенным и в Ставрополе начали возникать семи- и восьмибалльные пробки. Комфортный и стабильно функционирующий общественный транспорт может стать альтернативой частным автомобилям, однако пока к его организации много вопросов. Один из них как раз и касается магистральных маршрутов.

Таких в городе пять. В миндоре, который курирует транспортную отрасль города, решили установить особые требования. Так, ездить по магистральным маршрутам могут только автобусы средней и большой вместимости с низким полом для удобства маломобильных пассажиров и с оборудованием для безналичной оплаты. Дублирующие маршруты, по которым ходили микроавтобусы, исключили из специального реестра. Но два предпринимателя, обслуживающие маршруты 12М и 13М, обратились в суд и выиграли дело, то есть они получили право вернуться на городские улицы.

- В мае миндор убрал наши маршруты из городского реестра. Мы подали иск о признании этих действий незаконными и доказали, что министерство не имело права так делать, суд встал на нашу сторону. Сейчас снова набираем команду, продолжаем работать, - рассказал корреспонденту "РГ" бригадир маршрута 12М Вячеслав Монсон. - Какой ущерб нам нанесен? Это нужно считать, но он точно большой. Главное, ситуация ударила по репутации предприятия. Люди, которые у нас работали, ушли. Мы остались без транспорта, нужно снова набирать около 70 процентов работников с машинами или самим покупать транспорт. Это дорого. В любом случае мы справимся, будем работать в штатном режиме примерно с первого декабря.

В министерстве дорожного хозяйства с решением суда не согласны. По мнению заместителя министра Бориса Борисова, из конкуренции автобусов и маршруток на магистральных линиях не выйдет ничего хорошего, в итоге пострадает городская транспортная система.

- Решение суда еще не вступило в силу. Министерство и краевая прокуратура однозначно против него, поэтому будем обжаловать его в вышестоящих инстанциях, - говорит Борисов. - В свое время появление маршруток привело к тому, что с улиц города пропали большие автобусы. На линии вышло множество микроавтобусов, количество которых мало кто контролировал. Мы считаем это недопустимым, будем добиваться того, чтобы на магистральных маршрутах работали автобусы средней или большой вместимости.

Эксперт центра "Города за здравый смысл" Андрей Черняков считает, что от появления дублирующих маршрутов проиграют в первую очередь пассажиры. По его мнению, между автобусами будет меньше интервал движения, но вот качество перевозок снизится.

- У нас только начали наводить порядок. Возврат маршрутов-дублеров, обслуживаемых микроавтобусами, вернет Ставрополь в прошлое - на 72-е место в России по качеству общественного транспорта, - заявил эксперт. - На большинстве магистральных маршрутов работают хорошие перевозчики, которые в плановом порядке и своевременно обновляют транспорт, стараются повысить уровень сервиса для пассажиров. А в дублирующих маршрутках был отвратительный сервис, и ездили они без нормального расписания. Стабильно ходили только в час пик и получали хорошую выручку.

По его мнению, причиной спора стали "большие деньги". Раньше владельцы маршрутов продавали водителям карты-свидетельства, позволяющие выходить на линию. Их цена могла доходить до 300 тысяч рублей. При этом проконтролировать финансовые потоки в этой сфере было практически невозможно, так как в ней крутилось огромное количество неучтенной наличности.

- С интересами пассажиров это мало соотносится. Хотя я иногда удивляюсь, когда читаю комментарии в интернете. Люди пишут, что раньше было лучше, транспорт ходил чаще. Только когда проходили проверки и маршрутки пропадали вообще, тогда начинали жаловаться, - продолжает эксперт.

До отлаженной системы общественного транспорта еще далеко. И конфликт по поводу магистральных маршрутов, очевидно, не последний

Черняков считает, что до отлаженной и стабильно работающей системы общественного транспорта в Ставрополе еще далеко. И конфликт по поводу магистральных маршрутов, очевидно, не последний. Так, Борисов заявил, что федеральное правительство одобрило выделение Ставропольскому краю бюджетного кредита на покупку 45 новых троллейбусов.

- Срок реализации проекта - 2024 год, но после одобрения правительственной комиссии мы начали работать над тем, чтобы передвинуть его на 2023-й, - отметил заместитель министра. - Любые изменения воспринимаются остро не пассажирами, а именно перевозчиками, которые борются за клиентов. Тем временем город растет, и новые районы требуют транспорта большой вместимости. Туда мы планируем продлить троллейбусные маршруты, и, надеюсь, это не будет воспринято категорически отрицательно остальными перевозчиками. .

Кстати

Еще одна острая проблема в сфере транспорта Ставрополя, а также других городов - дефицит водителей. Некоторые перевозчики попросту не могут найти шоферов даже на машины, которые есть в наличии. В региональном минтрансе пообещали решить проблему. С министерством образования и другими ведомствами обсуждается возможность обучать водителей через биржу труда.