Напомним: создание ТОР предусматривает особый правовой режим, при котором предпринимателям обеспечивается инфраструктурная поддержка - минимум административных процедур и дополнительные инвестиции. Итогом должны стать новые производства и новые рабочие места.
Первая территория опережающего социально-экономического развития в Архангельской области уже начала действовать в городе Онега: здесь создается проектная документация для строительства на Белом море нового портового комплекса с грузооборотом до полутора миллионов тонн в год. Общий объемом инвестиций на первом этапе составит почти миллиард рублей. Порт получит выходы на Северный морской путь и на Балтику через Беломорско-Балтийский канал, а с регионами России его свяжут железная дорога и обновленная автомобильная трасса.
Для создания еще одного ТОР, по словам заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеда Гусейнова, у архангельских инвесторов должны быть четко выверенные бизнес-модели: как формируется выручка, какими станут рынки сбыта. А финансовая модель должна учитывать стоимость проекта, операционные расходы и выручку.
- Если это территория опережающего развития, в первую очередь необходимо ответить на вопрос - какими ресурсами она располагает, и, конечно, в чем будут пряники? - рассуждает доктор экономических наук, руководитель архангельской региональной организации Вольного экономического общества РФ Альберт Сметанин. - К примеру, когда лето набирает силу, всем хочется поскорее попробовать черемуху. Но если она зеленая, можно набить оскомину. Хотя, безусловно, хорошо, что черемуха есть вообще. Одним словом, нужно продумать, какими будут преференции, какие целевые показатели смогут подтвердить эффект от создания ТОР. Причем не только чисто экономические, но и социальные: например, борьба с бедностью.
Тем временем в Архангельской области представители Минвостокразвития РФ оценили один из потенциальных проектов новой территории опережающего развития - производство и транспортировку сжиженного природного газа "Архангельск СПГ".
Строительство под Архангельском первого такого завода начали обсуждать еще в 2018 году по предложению правительства региона - области были нужны дополнительные энергоносители, конкурентоспособные и экологичные. И, хотя по региону проходит магистральный газопровод, в Поморье очень многие территории остаются за пределами централизованной энергетики - особенно удаленные от центра и труднодоступные.
По мнению экспертов, производство СПГ "из трубы" откроет совершенно новые возможности для островов в дельте Северной Двины и в Белом море. Тем временем в промышленности Поморья сжиженный газ планируется использовать для автомобилей, морских судов, карьерной техники по добыче полезных ископаемых. Как итог - снижение себестоимости продукции, уменьшение вредных "выхлопов" в атмосферу.
Причем в Арктике это будет первый опыт, ведь сегодня для получения СПГ другие регионы АЗРФ используют в основном газ месторождений, а не тот, что подается по трубам. Но именно в Архангельской области существует привлекательная для инвесторов инфраструктурная ниша "сжать и транспортировать".
Как рассказали "РГ" в ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности "Созвездие", комплексный проект предполагает строительство завода по сжижению природного газа, создание системы его транспортировки, а также развитие инфраструктуры потребления СПГ в Архангельской области.
Разместить завод планируется в районе Новодвинска: к городу подведен газопровод, Новодвинск имеет удобный и быстрый выход на федеральную трассу, к морскому и речному порту. Кроме того, он является моногородом - этот статус дает инвесторам определенные преференции. Проектная мощность завода должна составить 160 тысяч тонн СПГ в год.
- Сейчас ведется работа с потенциальными потребителями. Рассматривается возможность доставки газа в криогенных резервуарах на морском транспорте, - отметил руководитель ассоциации Сергей Смирнов.
Создатели производства планируют получить статус резидента Арктической зоны. Научную поддержку им оказывает Северный (Арктический) федеральный университет, а все экономические проработки сделаны в Агентстве регионального развития Архангельской области.
Предпроектная документация еще разрабатывается. К третьему кварталу 2023 года планируется выполнить проектирование, провести экспертизы, а в начале 2024-го - перейти к строительно-монтажным работам. Пуск намечен на 2025 год.
Тем временем продолжается процесс подписания соглашений с компаниями-потребителями:
- Важно, что проект начали с отработки потенциальных покупателей, - отметил первый проректор по стратегическому развитию и науке Северного (Арктического) федерального университета Павел Марьяндышев. А на вопрос корреспондента "РГ" об экологической безопасности нового производства ученый ответил:
- Сжиженный природный газ - это экологически чистый вид топлива. С точки зрения экологии, это большой плюс - ведь речь идет о переводе на СПГ неэффективных дизельных электростанций.
По его словам, предпроектная стадия будет посвящена оценке экологических рисков, которые возможны при строительстве завода. Соответствующие изыскания предстоит сделать в следующем году.
Кстати, по данным технологических партнеров проекта, объем продукции нового завода сможет замещать ежегодно более 405 тысяч тонн угля и 188 тысяч тонн мазута.