15.11.2022 20:16
Поделиться

Михаил Мишустин: Поддержка транспортной отрасли показала свою эффективность

В следующие три года на масштабные планы развития транспортной отрасли России правительство планирует направить свыше четырех триллионов рублей. Об этом вчера заявил премьер-министр Михаил Мишустин на форуме "Транспорт России".

Нюансы стратегии роста транспортной отрасли России вчера обсуждали на ежегодном профильном международном форуме в Москве. Президентом эта сфера была обозначена в качестве одного из главных драйверов развития экономики, а в новых санкционных реалиях правительству стало крайне важно поддерживать ее устойчивость. "Благодаря оперативно принятым главой государства решениям транспортный комплекс смог не только успешно противостоять всем основным вызовам, но и, самое главное, заложил фундамент для своего будущего роста, несмотря на все сложности текущего года", - заявил Михаил Мишустин на пленарном заседании форума. Угрозы со стороны представителей недружественных стран были такого размаха, с которым не сталкивалась ни одна страна в мире, подчеркнул премьер. "Они хотели в буквальном смысле слова приземлить наш воздушный флот, лишить нас неба", - привел он пример санкций в отношении гражданской авиации. Ради этого западные страны даже пошли на нарушение международных договоров, поправ все нормы законности. Но Россия, по словам Мишустина, сумела сохранить парк самолетов, расширяет производство собственных, развивает маршрутную сеть.

Грузовые перевозки не просели и достигли практически уровня прошлого года

Задействованные правительством меры поддержки транспортной отрасли показали свою действенность, считает премьер-министр. По итогам девяти месяцев удалось сохранить положительную динамику по большинству основных показателей производственной деятельности. "Грузовые перевозки не просели и достигли практически уровня прошлого года, превысив отметку в пять миллиардов тонн. Возросло число перевезенных пассажиров - более чем до семи миллиардов человек", - сообщил глава кабмина. Одним из ключевых приоритетов государства остается развитие Северного морского пути (СМП). Перевозка грузов по его маршрутам превысила 25 миллионов тонн. По итогам года Мишустин ожидает превышения первоначального прогноза, а в 2024 году грузопоток должен выйти на уровень в 80 миллионов. К примерам высокой устойчивости и гибкости всей системы управления транспортной отраслью глава кабмина относит оперативные логистические и технические решения по восстановлению Крымского моста.

Летом правительство утвердило пятилетний план дорожной деятельности с общим объемом бюджетного финансирования более пяти триллионов рублей. Все приоритетные проекты вошли в утвержденную правительством транспортную стратегию. "Они должны быть выполнены в строгом соответствии с установленными сроками", - указал Михаил Мишустин.

Кстати

Транспортная отрасль России направит почти 20 млрд рублей на замещение импортного программного оборудования отечественным, сообщил на площадке форума "Транспорт России" вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Это средства, которые сами компании вкладывают в проекты по цифровизации, разработку софта.

Российское ПО востребовано в различных секторах транспорта. Есть уже и первые результаты. Например, к концу октября все российские авиакомпании перешли на отечественные системы бронирования - системы "Леонардо" и "ТАИС". В дальнейшем планируется развивать отечественную инвентарную систему, управление движением судами в акваториях портов и цифровую систему операционного управления работой портов. "Много проектов у нас уже были в высокой степени функциональности, способны замещать иностранное ПО", - добавил вице-премьер.

Ускорить импортозамещение потребовалось из-за санкций. Россию постарались отрезать от зарубежного ПО, от которого транспортная отрасль, по словам Чернышенко, оказалась в "колониальной зависимости".

Недружественные страны стараются заблокировать и транспортные выходы, отметил первый вице-премьер Андрей Белоусов. Например, старается перекрыть транспортные потоки Европейский союз, хотя объединение по-прежнему является самым крупным торговым партнером России, сказал первый вице-премьер. По его словам, по сравнению со вторым и третьим кварталами 2021 года в физическом выражении внешнеторговый оборот России с Европой сократился примерно на 25%, или на чуть больше 30 млрд долларов в ценах 2021 года.

В ситуации, когда заблокированы транспортные пути на Северо-Западе, Россия будет развивать другие коридоры.

Один из них - транспортный логистический коридор Север-Юг.

По словам Белоусова, создание этого коридора поменяет всю мировую логистику. Россия также сможет включиться в другие транзитные транспортные потоки, в том числе идущие в обход России. А это позволит привлечь грузы из других регионов.

По словам министра транспорта Виталия Савельева, транспортный коридор Север-Юг пройдет через Каспийское море. Внимание будет уделяться развитию портов и всей транспортной инфраструктуры. Совокупный грузооборот морских портов России по итогам этого года сократится всего на 2% к показателям прошлого года, несмотря на санкции, отметил министр транспорта. В 2021 году оборот грузов в портах составил 835 млн тонн, уточнил он.

Планируется также развивать внутренние морские пути, автомобильные и железные дороги. Модернизация железнодорожных путей на Восточном полигоне идет в плановом режиме, отметил Савельев.

В некоторых случаях даже с опережением графика идет ремонт дорог. В этом году в России отремонтируют рекордный объем дорог, сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин.

Подготовили Евгений Гайва, Марина Трубилина