Огромность страны, ее многонациональность соблазняют некоторых политиков и даже историков за рубежом, в том числе и в бывших союзных республиках, возможностью представлять Россию после 1917 года преимущественно в роли оккупанта и колонизатора, эксплуатировавшего в своих имперских интересах ресурсы колоний и всячески препятствовавшего развитию их собственной государственности.
"Особенно сильны эти русофобские тенденции в странах Запада, где по-прежнему популярен тезис об извечной агрессивности нашей страны, который в современных условиях этого года приобрел гомерические размеры. И стал очень популярен среди современных западных политиков", - подчеркнул ученый.
Впрочем, попытки представить Россию как некую империю зла не выдерживают научной критики, поскольку новые земли, как правило, присоединялись страной в ходе войн, вызванных вполне понятными любому государству причинами: необходимостью обезопасить себя от вражеских вторжений, вернуть ранее отторгнутые соседями территории, задачей прорвать экономическую блокаду, отвоевать себе свободный выход к морям, без которого невозможно нормальное экономическое развитие... "Территориальное расширение явилось для России неизбежным условием самого ее выживания, а понесенные на этом пути издержки и жертвы были платой за победу в борьбе за сохранение русским народом своей этнической самобытности и культуры", - убежден Юрий Петров.
Он также подчеркнул, что, несмотря на все сложности процесса адаптации абсолютного большинства этносов Российской империи, наблюдался рост их численности и ускорение социально-экономического и культурного развития. В стране известны лишь единичные случаи сепаратистских выступлений, если не считать периоды революционных кризисов.
"Цивилизаторская функция русских в этом процессе служит основой для развития нашего национального достоинства", - резюмировал историк.
Его поддержал председатель правления Российского исторического общества (РИО) Константин Могилевский, который предложил конкретную программу противодействия искажению исторической правды об истории народов России. Кроме развития научного знания это еще и популяризация истории и развитие исторического образования. Могилевский напомнил, что среди нашего студенчества 99,6 процента не являются историками, поэтому им будет сложно освоить последние достижения современных ученых - 20-томник "История России" или шеститомник "Всемирная история". Нужно выбирать. Но что и как? Здесь огромное поле деятельности для работы профессионалов с молодежью.
"Цель одна: чтобы наши дети лучше знали историю, прежде всего российскую, и чувствовали историческую логику, понимали природу исторического развития и исторических процессов", - считает представитель РИО. Но здесь есть опасность воспринимать историю как книжку с картинками, с примерами из прошлого, которые должны нас только воодушевлять и давать повод для гордости. "Конечно, и это тоже должно быть, но гораздо важнее представлять историю как процесс, в котором все время возникает что-то новое, которое базируется на старом, на прошедшем, - размышляет Константин Могилевский.
Еще один способ борьбы с исторической ложью - пристальное внимание к истории малой родины в связке с прошлым Родины большой, изучение краеведения. "Этот вопрос у нас пока системно не решен, - обозначил ближайшие планы председатель правления РИО. - Нигде пока не ставится вопрос о синхронизации изучения истории родного края с историей России".