А в моей сумке всего два кило. Абсолютно легальной. Я обычно беру икру в фирменном магазине одного из местных колхозов. Так что и чек, и реквизиты производителя - в наличии.
Аэропорт Елизово встречает аж тремя зелено-желто-красными информационными стендами, где растолкован порядок действий пассажиров.
- Э-э-э, а где наклейка? - громко удивляюсь я. Моя сумка выбралась из интроскопа безо всяких пометок. А ведь без стикера меня развернут на стойке регистрации.
Если в багаже нет деликатеса, его отметят зеленой наклейкой, меньше 10 кг - желтой, больше 10 - красный стикер и встреча с сотрудниками ветеринарного надзора.
Контролер вздохнул, выбрал из пачки и шлепнул на сумку зеленую бумажку - 20 жестяных баночек икрой не считаются.
- Пассажиры законопослушные идут, эксцессов нет. Порядок заранее изучили и вопросов не задают, - рассказывают сотрудники регионального управления Россельхознадзора, втроем дежурящие в аэропорту.
- И даже красных наклеек нет?
- Сегодня за весь день одна. Восемь кило лишних. Но документы подтверждающие были.
- А если на двух человек один куботейнер килограммов на 15?
- Семью-то пропустим, но все-таки лучше разложить на две емкости.
- Что-то не видно ребят, которые раньше предлагали пассажирам взять дополнительный груз...
- Да вон там за углом они! Ходят, приглядываются, изучают, ищут лазейки. Да и то, что хотели, почти все уже вывезли.
Начальник отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору на госгранице и транспорте Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому АО Владимир Каруна сообщил, что с июня с Камчатки вывезено 400 тонн для "личного потребления", из них 25 тонн - только за последнюю неделю перед началом эксперимента. Наверное, еще и поэтому на чемоданах и рюкзаках улетавших с Камчатки красовались сплошь зеленые стикеры.
Первые итоги эксперимента намерены подвести в середине декабря, сообщили сотрудники Россельхознадзора. Будут учтены нюансы, выявленные в течение ноября, и, возможно, в правила перевозки икры внесут коррективы.