16.11.2022 02:07
Поделиться

Кинематографисты России и Киргизии возрождают сотрудничество

Фильмы режиссеров КР могут чаще участвовать в российских конкурсных кинопоказах. Эту и другие возможности сотрудничества между кинематографистами двух стран обсудили в Бишкеке в рамках проекта "Петербургские встречи в Кыргызстане". Его участник, известный писатель и сценарист из северной столицы РФ Анатолий Аграфенин, побывал с визитом на киностудии "Кыргызфильм". Последняя широко известна как на постсоветском пространстве, так и в дальнем зарубежье. Анатолий Аграфенин обсудил с заместителем директора Айнагуль Токабаевой и редактором студии Назымом Мендебаировым, что можно сделать для успешного развития связей.
Монтаж, озвучка и дубляж фильма "Ранние журавли" проводились на студии "Ленфильм".
Монтаж, озвучка и дубляж фильма "Ранние журавли" проводились на студии "Ленфильм". / Из архива Айтурган Темировой

Особая миссия

Были, как оказалось, у Анатолия Аграфенина и две особые задачи. Во-первых, ему предстояло вручить авторам фильма "Дорога в Эдем" Бакыту Мукулу и Дастану Жапар уулу главный приз кинофестиваля "Западные ворота", проходившего этим летом в Пскове. Работа кыргызских режиссеров очаровала жюри, которое возглавлял Владимир Хотиненко. Исполнитель же главной роли Марат Алышпаев был удостоен награды за лучшую актерскую работу.

Во-вторых, Анатолий Аграфенин представил в Кыргызстане две киноленты, посвященные периоду Великой Отечественной войны. Одна из картин называется "Блокадный футбол". Картина рассказывает об уникальном матче, прошедшем в Ленинграде и вселившем в жителей осажденного города надежду на победу. Снял ее режиссер Ваго Балоян по сценарию Алексея Дунаевского, выпустившего несколько книг, посвященных футболу.

Другой фильм, с которым приехал петербуржский гость, называется "Трамвай идет на фронт". Эту ленту снял режиссер Андрей Егоров. Сценарий кинокартины написал сам Анатолий Аграфенин.

- Трамвай во время блокады в Ленинграде оставался единственным транспортом, который работал практически непрерывно, - рассказал корреспонденту "РГ" Анатолий Аграфенин. - Конечные остановки находились практически у передовой. Когда наступила зима 1941 года и морозы достигали 40 градусов, город стал испытывать серьезный дефицит электроэнергии. Трамваи встали, и людям приходилось добираться до работы, проходя десять, а иногда и больше километров. Когда трамвайные линии снова заработали, в немецких войсках, стоявших на подступах к Ленинграду, началась паника. Фашисты недоумевали, как город, лишенный практически всех благ цивилизации, продолжал жить и в нем даже работал общественный транспорт.

Две студии, две светлых повести

История киностудии "Кыргызфильм", как оказалось, тоже неразрывно связана как с Великой Отечественной войной, так и с блокадным Ленинградом.

- Во Фрунзе (ныне Бишкеке) студию основали в годы войны, - рассказала заместитель директора "Кыргызфильма" Айнагуль Токабаева. - Среди первых ее сотрудников были кинематографисты, эвакуированные из блокадного Ленинграда. До распада СССР у нас снимались художественные, документальные и мультипликационные фильмы, киножурналы. К сожалению, сейчас у студии нет таких технических возможностей. Устарело оборудование, ощущается острая нехватка специалистов вспомогательного и технического составов. Должна сказать, что ситуация у нас начала меняться к лучшему всего год назад. Мы сняли три игровых фильма, столько же полнометражных документальных, восемь короткометражных картин, и создаем анимацию. Наши киноленты участвуют в различных международных кинофестивалях, где имеют успех.

Обсуждая с коллегами возможность будущих совместных проектов, Анатолий Аграфенин рассказал о возможности показа кыргызских картин на платформе "Ленфильма". Предполагается, что это позволит возродить связи, которые существовали между кинематографическими студиями в советский период. Одной из золотых страниц истории этого сотрудничества был фильм режиссера Болотбека Шамшиева "Ранние журавли". Съемки его проходили в Кыргызстане, а монтаж и озвучка - на "Ленфильме".

- С ленинградской киностудией у меня связаны самые теплые воспоминания, - поделилась с корреспондентом "РГ" народная артистка Кыргызстана Айтурган Темирова. - Это были очень насыщенные творческие и в то же время прекрасные дни. Мы привезли в Ленинград отснятый материал "Ранних журавлей". Мне доверили одну из главных ролей - жену Сарыгула. В фильме есть сцена, где я на руках держу трехмесячного мальчика. Это была первая роль моего сына Чынгыза. В "Ранних журавлях" снялась и наша дочь Суютай. Работа по озвучке, монтажу и дубляжу в Ленинграде была долгой, но мы совсем не чувствовали усталости. Я запомнила теплоту и доброту людей, с которыми мы работали над фильмом, их задор и вдохновение. Очень сблизились с главным редактором "Ленфильма" Вадимом Медведевым, который помогал работать над сценарием, и его супругой. Дружили семьями. Они потом приезжали к нам в Кыргызстан.

Композитор, цирк, кино

"Ранние журавли" стали одним из первых фильмов, к которому записал музыку композитор Александр Кнайфель. Он с теплотой отзывается о работе над картиной.

- Помню, как прилетел во Фрунзе и меня поселили в гостинице, а из окон моего номера был виден цирк, - рассказал он корреспонденту "РГ". - Я цирк просто обожаю и, не распаковывая чемоданы, отправился на представление. В это время в гостиницу приехал Болотбек Шамшиев, а администратор ему говорит, что композитор, приехавший из Ленинграда, ушел в цирк. Можете себе представить? Потом, когда мы с Болотбеком уже увиделись, он повез меня в горы. Там было необыкновенно красиво, и он сказал, что если я пожелаю, то они поселят меня здесь и даже привезут рояль. После Болотбек приехал в Ленинград со своей дочуркой Суютай. Они пришли ко мне домой, и я на рояле проиграл ему эскизы музыки к фильму. Мы сыграли вдвоем с дочерью Аннушкой. Когда закончили, увидел слезы, выступившие на глазах у Болотбека.

По словам маэстро, "Ранние журавли" для него стали особенной картиной не только в творческом, но в техническом плане. Композитор впервые писал музыку, как это говорят профессионалы, под экран. Как признался Александр Аронович, это было настоящим испытанием.

- Я использовал некоторые средневековые инструменты и даже пригласил двух замечательных солистов из оркестра Евгения Мравинского, - продолжил Александр Кнайфель. - Мы много анализировали партитуру с дирижером. К примеру, в фильме есть сцена рубки леса, в которой я решил использовать мужской хор. Болотбек поначалу забеспокоился, мол, не станет ли фильм напоминать оперу... В фильме я использовал чарующую национальную мелодию "Эсимде", а также сочинил "Прощальную" в народном духе, которую подтекстовал сам Чынгыз Айтматов.

P.S. Автор материала благодарит пресс-службу киностудии "Ленфильм", а также режиссера Максима Дашкина за помощь в подготовке материала.

Кстати

Незнакомка Динара

Еще одним режиссером, которого одинаково почитают как на "Кыргызфильме", так и на "Ленфильме", стала Динара Асанова. Уроженка города Фрунзе в кинематограф пришла сразу после школы. На студии "Кыргызфильм" она устроилась ассистентом режиссера и даже снялась в фильмах "Девушка Тянь-Шаня", "У каждого своя дорога" и "Зной".

В конце 1960-х Динара Асанова окончила режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), где ее наставником был сам Михаил Ромм, известный своими картинами "Обыкновенный фашизм", "Адмирал Ушаков", "Ленин в Октябре". В 1973 году она перебралась в северную столицу России, где получила должность режиссера на студии "Ленфильм". Ее полнометражным дебютом стала лента "Не болит голова у дятла".

Динара Асанова открыла дорогу в кинематограф многим известным актерам, включая Елену Цыплакову, Ольгу Машную и Валерия Приемыхова. А сегодня на "Ленфильме" работает фотовыставка, посвященная ее творчеству. Создала экспозицию арт-группа Doping Pong - Анна Маугли и Дмитрий Мишенин, ранее курировавшие выставку "Виктор Цой. Путь героя" в Московском манеже.

- Для нас работа над выставкой - очень личная история, - рассказал Дмитрий Мишенин. - Мы назвали ее "Динара Асанова - Незнакомка". С самого детства мы любили искусство этого режиссера и взрослели на нем. Ее фильмы - классика советского кинематографа.

Когда готовили экспозицию, членам арт-группы приходилось много работать в архивах киностудии "Ленфильм", где они в буквальном смысле прикасались к истории - перебирали монтажные листы, находили давно забытые фотоснимки, держали в руках сценарии, на которых режиссер делала пометки.