Почему канцлер Германии не стал откладывать до саммита G20 переговоры с лидером КНР

Сегодня становятся понятными причины, по которым канцлер Германии Олаф Шольц не стал откладывать до саммита G20 свои переговоры с лидером Китая Си Цзиньпином. Напомним, что визит Шольца в Пекин, состоявшийся перед саммитом, наделал много шума. Коллеги по Евросоюзу обвиняли главу немецкого правительства в том, что таким образом он подает неверный сигнал Пекину. Канцлера также упрекали в том, что он единолично принимает решения, в то время как единая стратегия Германии в отношении Китая еще не согласована. Сам же Шольц, судя по всему, просто хотел не откладывать в долгий ящик экономическое партнерство с Китаем.

"Если меняется Китай, то должны меняться и наши отношениям с Китаем", - написал Шольц за несколько дней до визита в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung. По мнению канцлера Германии, нельзя просто взять и отказаться от контактов с определенной страной - напротив, диалог очень важен, особенно в такое непростое время.

Хотя во время визита канцлер затронул такие вопросы, как конфликт на Украине и ядерная угроза, а также ситуация вокруг Тайваня, основной темой встречи стало германо-китайское сотрудничество в области торговли. Ведь не зря же канцлер взял с собой делегацию из 12 человек - представителей экономической сферы, в том числе глав советов директоров Volkswagen, BMW, BASF, Bayer и Deutsche Bank.

В ходе встречи с Си Цзиньпином и премьером Государственного совета КНР Ли Кэцяном Шольц подчеркнул, что выгоды, которые Германия и Китай получают от глобализации и экономического роста, не должны быть потеряны. Он также призвал к тому, чтобы обеим сторонам был гарантирован равный доступ к инвестициям. Это должно предотвратить, по мнению канцлера, возникновение зависимости, которая может привести к ограничению свободной торговли между странами.

Журналисты немецкого канала WDR обвинили Шольца в том, что, укрепляя связи с Китаем в экономике, он изолирует Германию в Европе. Но несмотря ни на что, Шольц решил продолжать линию на укрепление партнерства с Пекином, которое начал еще будучи бургомистром Гамбурга. Так, в частности, в ходе визита канцлер получил обещание, что иностранцы в Китае смогут вакцинироваться мРНК-вакциной против коронавируса, разработанной в Германии компанией BioNTech. Шольц высказал надежду, что впоследствии "круг лиц, имеющих на это право, может быть расширен - вплоть до повсеместной бесплатной доступности вакцины BioNTech".

Как сообщает CNN Business, Китай также сделал официальное заявление о сделках стоимостью 17 миллиардов долларов с авиастроительной компанией Airbus. Эта новость должна была, в первую очередь, стать сигналом для США.

На этом перечисление конкретных экономических результатов поездки канцлера Германии можно было бы закончить. Встречи представителей немецких и китайских компаний проходили преимущественно за закрытыми дверями, и информация о них не дошла до СМИ. Однако еще перед поездкой немецкая сторона отмечала, что времена, когда визиты канцлера измерялись многомиллиардными сделками, прошли. В отличие от предыдущих поездок в Пекин, церемонии подписания договоров даже не было в планах.

Большим вызовом для немецкого бизнеса в Китае все еще остается "нулевая политика" Пекина в отношении коронавируса. За годы пандемии некоторым компаниям даже пришлось переместить свои региональные представительства в другие страны. "Руководить торговлей в регионе, не имея возможности посетить страну, почти нереально", - объяснил представитель немецкой торговой палаты в Китае Максимилиан Бутек. Так, Volkswagen пояснил решение генерального директора отправиться в Пекин тем, что это уникальный шанс провести личную встречу с китайскими партнерами, которых не было почти три года.

Вопреки ограничениям, общий объем торговли между Китаем и ФРГ в 2021 году вырос на 15 процентов по сравнению с предыдущим годом и составил в совокупности 245 миллиардов евро. Китай остается крупнейшим торговым партнером Германии уже шестой год подряд. Немецкие предприятия настолько тесно взаимодействуют с Китаем, что любое ослабление экономических связей двух стран приведет к тяжелым последствиям для Германии. По словам Лисандры Флах, директора института экономических исследований ifo, сокращение торговли с Китаем может стать причиной значительного сокращения ВВП ФРГ. Поэтому решение Шольца не откладывать диалог с руководителями КНР до саммита G 20 было вполне объяснимым и дальновидным.