16.11.2022 18:42
    Поделиться

    Почему "Заговор в Каире" сравнивают с "Именем розы" Умберто Эко

    На экраны вышел новый фильм Тарика Салеха ("Случай в отеле "Нил Хилтон"), рассказывающий о том, как цепь скандалов и интриг окутала некогда святое место, где юному и непорочному ученику предстоит лавировать между группами интересов, чтобы не сгинуть в водовороте заговоров.

    Адам, сын неграмотного рыбака, удостаивается шанса получить образование в аль-Азхаре, самом престижном мусульманском университете, где готовят будущих духовных лидеров исламского мира. Однако начавшуюся учебу омрачают смерть верховного имама и последующее убийство одного из студентов. Параллельно с этим египетские спецслужбы пытается пролоббировать своего кандидата в качестве нового высокопоставленного духовного лица, который будет лоялен властям. Полковнику Ибрагиму предстоит объединиться с Адамом, чтобы и раскрыть преступление, и повлиять на следующие выборы верховного имама.

    "Заговор в Каире" часто сравниваются с "Именем розы" Умберто Эко. И дело не только в том, что сам режиссер называл одним из источников вдохновения роман итальянского писателя и профессора семиотики. И фильм, и книга очень похожи - в закрытом духовном учреждении происходит убийство, и "матерый сыщик" вместе с помощником пытаются его разгадать. По мере расследования становится понятно, что местные святые отцы занимаются в свободное время не только спасением душ. Сходство наблюдается даже в некоторых персонажах, будь то слепой библиотекарь Хорхе и незрячий шейх. Оба оказываются далеко не столь безобидными, как может показаться из-за их физического недуга.

    Но не стоит думать, что "Заговор в Каире" - очередной пример бессовестного плагиата. Режиссер именно вдохновлялся, а потому его лента на первых порах производит впечатление своеобразного возвращения в покинутую обитель, однако довольно скоро она принимает свое собственное звучание, более восточное, сулящее путешествие в совершенно необыкновенную арабскую ночь. К счастью или сожалению, но Тарику Салеху не удается достичь в полной мере высот Умберто Эко, и мешает этому наполненный шероховатостями сценарий. Что весьма иронично, ведь на прошедшем Каннском кинофестивале именно за этот аспект картина получила награду.

    Фильм переполнен многочисленными перипетиями сюжета, из-за чего повествование напоминает лабиринт, в котором, по задумке, легко было бы затеряться. Однако проблема в том, что многие ходы истории или выглядят малоубедительно, или подаются чересчур в лоб, или на проверку оказываются лишними. Получается такая ситуация, при которой всю картину возводится сложноустроенная башня интриг и тайн, а в конце оказывается, что зритель и так знал, какой шпиль будет украшать получившееся строение.

    Отдельные эпизоды кажутся и вовсе несуразными - когда Адам и Ибрагим пытаются играть в конспирацию, общаясь не напрямую, а посредством телефонов. Нюанс только в том, что этим они занимаются, находясь буквально в полуметре друг от друга и при этом периодически передавая с одного столика на другой деньги, книги и тому подобное. Что касается персонажей, то их нельзя однозначно поделить на плохих и хороших. Однако многим отчаянно не хватает времени раскрыться, из-за чего большинство из них так и не выходят за рамки первого впечатления, чаще всего умещающегося в одно словосочетание, будь то "хитроумный имам" или "фанатичный джихадист".

    Однако Тарик Салех, написав сценарий и срежиссировав ленту, со второй ролью справился гораздо лучше. Ведь многие проблемные места истории начинаю осмысляться только после выхода из кинозала, поскольку во время просмотра, как бы избито это ни звучало, невозможно оторвать глаз от тех красот, что представлены на экране. Аль-Азхар показан одновременно и как душное место, где ученики буквально ночуют на головах друг у друга, и как пространство, где постоянно ощущается незримое присутствие Аллаха, и зрителю предоставляется возможность пройтись по коридорам и залам учебного заведения, впитывая его многовековую мудрость. Дополняет впечатления музыка, певучие мотивы которой навевают ассоциации со сказками тысячи и одной ночи.

    Большим упущением будет не отметить исполнителей главных ролей. Тауфик Бархом ("Тиран", "Мария Магдалина") играет Адама - полного благородных помыслов юношу, которому вместе с науками предстоит познать еще и правду жизни. Актеру удается передать двойственную сущность своего персонажа - невинного и даже несколько зашуганного подростка, руководствующегося желанием творить добро, но в чьих глазах отливаются твердость и решимость идти на многое, даже на предательство товарищей, чтобы исполнить волю полковника. Младенец Иисус с глазами Иуды. Ему парой выступает Ибрагим, сыгранный Фаресом Фаресом ("Чернобыль"). Внешне добродушный дядечка, похожий на растрепанного филина в очках, оказывается довольно жестким функционером, который выполняет все указания руководства, почти не задавая вопросов. Однако даже он обладает достаточным моральным компасом для понимания, когда следует остановить государственную машину, чтобы она не перемолола очередную человеческую жизнь.

    "Заговор в Каире" - это по-эковски многослойное произведение, где за детективной фабулой скрываются и пика в сторону действующих египетских властей, и грустное наблюдение за тем, как государство и церковь сражаются за умы и сердца общества, оба при этом находясь в глубоком кризисе, и размышление о судьбе человека в тоталитарной системе. И, самое главное, фильм Тарика Салеха можно по праву назвать "окном на Восток". Арабский мир был изрядно дискредитирован многочисленными террористическими атаками, выходками исламистов различных мастей и скандальными притеснениями женщин, однако не стоит забывать, что за столь худой славой таится своя особенная стать. Здесь в старейших университетах преподаватели не учат по методичкам, а собирают вокруг себя кружки воспитанников и потчевают тех осколками мудрости; здесь общество крайне консервативно, однако тем не менее в нем прорастают семена глобализации, что выражается даже в имамах, которые, несмотря на приличествующую их статусу строгость, не против вечерком уплести за обе щеки пару бигмаков; здесь ислам - не собрание радикальных идей и мракобесия, а отдельная культура, определяющую жизнь каждого отдельного человека. Потому за один только кинематографический репортаж из столь экзотических мест "Заговор в Каире" заслуживает хотя бы одного просмотра.

    Поделиться