Как в северных регионах добираются через реки, пока не заработали зимники

В северных регионах страны запустили суда на воздушной подушке. Они будут перевозить пассажиров по первому хрупкому льду до той поры, пока реки прочно не скует льдом и можно будет оборудовать основательные дороги-зимники в несколько метров толщиной.
Лена разделила Якутию: столица республики - на левом берегу, а железная дорога доходит только до правого. Поэтому без "подушек" здесь никак.
Лена разделила Якутию: столица республики - на левом берегу, а железная дорога доходит только до правого. Поэтому без "подушек" здесь никак. / Мария Васильева / ЯСИА

Для жителей отдаленных речных регионов "подушки" - огромное благо. Дело в том, что навигация на теплоходах уже завершилась и добираться до нужных мест до запуска судов на воздушных подушках северянам приходилось только на вертолетах. А это не только неудобно, но и очень дорого.

Так, полноводная Лена делит Якутию на две части: столица республики - на левом берегу, а железная дорога доходит только до правого. Поэтому грузы и пассажиров дальше доставляют паромы. Летом. В межсезонье же заступают на вахту суда на воздушной подушке.

"Подушки" будут перевозить пассажиров по хрупкому льду до той поры, пока реки прочно не скует льдом и можно будет оборудовать зимники

Как сообщили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), в "воздушной" навигации задействовано 24 СВП и шесть аэроботов "Тайфун". Правда, на минувшей неделе на 500 рублей повысилась стоимость проезда, и теперь за поездку надо выложить 3500. Как пояснил Борис Строев, руководитель одной из компаний-перевозчиков, на этот шаг пришлось пойти в связи с тяжелой обстановкой на реке.

- Перевозки приходится осуществлять с пересадками на аэроботы. Летом по большой воде размыло дорогу, получился обрыв, для безопасности его приходится обходить на большом расстоянии, а это дополнительные затраты на горючее, - рассказал он. - К тому же из-за морозов суда начали обледеневать, их приходится обливать горячей водой в Якутске.

Заработали переправы, на которых действуют суда на "подушке", и в Республике Коми. Правда, в первый день не обошлось без приключений. Жителям поселка Седкыркещ, расположенном на правом берегу реки Вычегды и входящем в городской округ Сыктывкара, пришлось мерзнуть на берегу в ожидании судна, чтоб добраться в Алешино. А снег тут уже выпал, и температуры минусовые. Набралась приличная очередь.

Выяснилось, вместо двух судов "Кайман" и "Хивус" на маршрут вышло только одно. Второе оказалось неисправным.

Как прокомментировали в Жилкомсервисе Сыктывкара, на "Каймане" в это время устранялись непредвиденные неисправности. Дополнительно для подстраховки как резервное судно на переправе дежурит аналогичное десятиместное на воздушной подушке городского предприятия "Сыктывкарский водоканал".

Почему катер не проверили перед началом работы, не сообщили. Потом все же с судном разобрались и выпустили в рейс. Буквально до нынешнего года регулярные перевозки после завершения навигации и до периода появления зимней дороги из Седкыркеща в Алешино выполнялись только в экстренных случаях. Ситуация изменилась, когда мэрия приобрела "Кайман" на десять мест. Он перевозит около 700 пассажиров ежедневно.

"Подушки" выручают жителей отдаленных регионов. Альтернатива - только вертолет, но это дорого. Фото: Мария Васильева / ЯСИА

Запустили "подушки" и на главной переправе на Ямале. Они курсируют между Салехардом и Лабытнанги. Сейчас жителей ждет следующий этап ожиданий - установки зимних дорог по рекам. Обычно это происходит уже в декабре. Правда, вот уже который год часть зимников в регионе так и не удается открыть из-за потепления климата. И тогда вся надежда у жителей остается только на "подушки".

Кстати

Принцип действия судов на воздушной подушке состоит в том, что практически все судно находится над водой и в его нижнюю часть постоянно нагнетается воздух. Оттого и название - воздушная подушка.