16.11.2022 02:12
    Поделиться

    Электронные сервисы оставят официантов без чаевых

    Вслед за фастфудом крупные московские заведения общепита вводят электронные меню - планшеты, где каждый гость может выбирать еду без всякого участия гарсона. Как рассказал "РГ" вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Сергей Миронов, наряду с удобством для посетителей этот тренд несет и минусы. У столов с гаджетами на 25 процентов снизился средний чек, а также ощутимо просели чаевые официантов - ведь контактов с посетителями стало меньше.
    Рестораторы считают, что с электронным меню посетители будут реже оставлять чаевые.
    Рестораторы считают, что с электронным меню посетители будут реже оставлять чаевые. / Александр Корольков

    Электронное меню содержит тот же перечень блюд и напитков, что и обычное бумажное. Но с его помощью гость имеет возможность сделать выбор, не ожидая, когда подойдет официант. Такой сервис, в частности, появился в "Шоколаднице" и "Мясо&Рыба". Представители обеих сетей отметили плюсы. "Это очень хорошо отражается на скорости обслуживания в пиковые часы во время ланчей и ужинов", - поделилась, например, наблюдениями директор по маркетингу "Шоколадницы" Надежда Короткова. Основатель сети ресторанов "Мясо&Рыба" Сергей Миронов обратил внимание, что электронное меню привлекает клиентов, опасающихся коронавируса: "Бесконтактный заказ существенно снижает риск заражения".

    В то же время есть у этой системы и минусы. Как считает Миронов, особенно они проявляются в ресторанах сегмента премиум, где официант - лицо заведения и настоящий специалист, который может проконсультировать гостя. В "Мясо&Рыба" провели эксперимент и выяснили, что на столах только с электронным меню средний чек упал на четверть. Посетители там не делают ожидаемых рестораном заказов из винной карты, если официант не подходит и не предлагает повторить. Проседают также гарниры и добавки. Кто подскажет гостю, что к стейку хорошо бы добавить фуа-гра? Часть каких-то рекомендаций по типу "вкуснее вместе", разумеется, можно включить в интерфейс меню. Но ведь всего не предусмотришь в гастрономической столице.

    Еще один краеугольный вопрос - чаевые. Владелец "Мясо&Рыба" уверен, что гости при использовании электронных меню будут давать деньги реже, так как не смогут объективно оценить работу официанта, общение с которым сведено к минимуму. На этом же моменте сделал акцент директор по развитию компании-владельца бренда "Якитория" Александр Муратов. С другой стороны, как и многие другие собеседники "РГ", он склоняется к тому, что сильного падения чаевых не произойдет: все-таки скорость и аккуратность подачи тоже важны и отчасти зависят от расторопности и других личных качеств официанта. Появятся ли электронные меню в ресторанах на постоянной основе? Экономически это едва ли оправдано, скорее всего, просто имиджевый ход, считает заместитель руководителя отдела развития отраслевых решений и интеграции компании Okdesk Юрий Тимонин. Эксперт по продвижению IT-проектов, индивидуальный предприниматель Дмитрий Исламов добавляет, что планшеты - не просто фишка, но еще и дополнительная возможность в недалеком будущем представить блюда в формате виртуальной реальности.

    Поделиться