Поделиться

Классные решения

До 2025 года в Калининградской области планируется построить десять новых школ
Хватает ли в регионе учителей, как омолаживается педагогический корпус? На эти вопросы ответила министр образования Калининградской области Светлана Трусенева.
"Точки роста" — это среда и для серьезных занятий, и для неформального общения.
"Точки роста" — это среда и для серьезных занятий, и для неформального общения. / Пресс-служба правительства Калининградской области

Светлана Сергеевна, в этом году в Калининграде открылась крупнейшая школа региона - № 59. Решило ли это проблему нехватки мест в бурно развивающемся микрорайоне "Сельма"?

Светлана Трусенева: Последние лет десять мы строим школы в новых микрорайонах, где не существовало никакой образовательной инфраструктуры. Естественно, "Сельма" вздохнула свободнее: единственная школа там была переполнена, в новую приняли всех желающих, на сегодняшний момент там 1900 учащихся. В следующем году, исходя из имеющейся статистики, думаю, эта школа примет уже около трех тысяч детей.

Где и когда планируется строительство новых школ?

Светлана Трусенева: В перспективе, на которую мы уже имеем подтверждение федерального, регионального, местного бюджетов, это десять новых школ до 2025 года, в основном в двух самых быстрорастущих муниципалитетах - Гурьевском округе и Калининграде. В других муниципалитетах будет улучшение существующих условий, капитальные ремонты.

Новые будут такие же большие, как в "Сельме"?

Светлана Трусенева: Да, мы строим только большие школы - от тысячи мест, это диктует экономика управления проектами. Кроме того, школа должна быть, скажем так, полнокровной, чтобы не один класс был в параллели, чтобы ребенку был обеспечен его индивидуальный процесс развития.

Светлана Трусенева: Воздействуя на ребенка, мы только через его интерес сможем решать вопросы технологического суверенитета нашей страны. Фото: Пресс-служба правительства Калининградской области

Помогут ли новые школы ликвидировать вторую смену?

Светлана Трусенева: Говорить об этом и даже о том, что такая задача у нас стоит в обозримой перспективе, наверное, не стоит. В любом случае инфраструктура будет работать с нагрузкой, вторая смена будет. Другое дело, что ее размер должен обеспечить полноценную работу начальной школы, групп продленного дня и возможность для учеников старших классов вести подготовку к итоговой аттестации и организовывать внеурочные занятия. Сегодня у нас около 17 процентов школьников - 21 тысяча из 126 тысяч ребят - обучаются во вторую смену. Это не много в масштабах области, но снизим и эти цифры за счет строительства новых школ.

Учителей хватает?

Светлана Трусенева: Наверное, такого не будет никогда, в специалистах всегда есть потребность. Сегодня у нас свободны около 120 вакансий в области, в большей степени дефицит - в Калининграде и Гурьевске. В списке традиционно на первом месте математики и словесники, за ними - преподаватели физики и информатики.

Какие возможности для закрытия кадрового дефицита вы видите?

Светлана Трусенева: Основной инструмент - увеличение приема в наш базовый вуз, БФУ имени Канта, в структуре которого есть педагогический институт. Сегодня там уже 300 бюджетных мест. Около 20 процентов абитуриентов поступает на целевые места по педагогическим специальностям. Мы увеличили прием на уровень среднего специального образования и ежегодно набираем 220 студентов в Черняховский педагогический колледж, где готовят учителей начальных классов и дополнительного образования, преподавателей физкультуры, дефектологов. Педагогические специальности привлекательны для абитуриентов, даже существует конкурс - в этом году четыре человека на место.

Учительский корпус очень помолодел, больше половины педагогов — в возрасте до 45 лет

Чем можно привлечь педагогов в провинцию?

Светлана Трусенева: У нас эффективно работает программа "Земский учитель", которая действует только в малых городах и сельских населенных пунктах и предполагает предоставление жилья и выплату миллиона рублей за счет федерального и областного бюджетов. С ее помощью мы смогли наконец укомплектовать Янтарный, привлечь долгожданных педагогов в Ладушкин, Нестеровский, Правдинский, Багратионовский районы, Черняховск, Советск, Краснознаменск.

Каков средний возраст нашего педагогического корпуса?

Светлана Трусенева: Он очень помолодел. Сегодня каждый пятый, то есть около 20 процентов педагогов, - молодежь. Примерно 40 процентов - в возрасте до 45 лет. Для нас это очень значимый показатель. Мы очень дорожим опытными, заслуженными тружениками, которые уже достигли пенсионного возраста, очень их просим каждый год остаться с нами, это важно с точки зрения преемственности, но важно иметь и обновление.

Насколько сложно учителям, особенно старшего поколения, соответствовать современному техническому уровню обучения?

Светлана Трусенева: Учителя привыкли учиться. Этот навык помогает им постоянно осваивать новое. Было сложно, когда мы начинали в начале 2000-х, а сейчас какого-то сопротивления не существует. Кроме того, уровень информационных систем, которые предлагаются сегодня для работы, тоже совсем другой. Сейчас мы апробируем федеральную государственную информационную систему (ФГИС) "Моя школа" с очень богатым образовательным контентом. ЭлЖур - электронный школьный журнал - будет перенесен в одно место, и, соответственно, это обеспечит защиту всех данных на очень высоком уровне. Будут и социальные сети, и возможность проведения удаленных мероприятий.

В регионе в рамках нацпроекта "Образование" постоянно открываются "Точки роста", только в этом учебном году появилось двадцать новых. Что они дают детям?

Светлана Трусенева: Мы давно заметили, что изменение среды заметно меняет атмосферу в школьном сообществе - как в детском, так и в педагогическом. Мы точно знаем: есть изменения среды - жди изменений в качестве. Этот лозунг больше действовал в новых школах, а нацпроект позволил нам его реализовывать и в старых. В "Точки роста" "зашит" весь естественно-научный цикл: химия, биология, физика, информационные технологии для дополнительного образования - робототехника, программирование, квадрокоптеры.

Это среда, интересная ребятам. И, что важно, это их зона, где они могут вести школьные пресс-центры, заниматься своим делом, где все для них удобно, как они любят - уютная мебель, пуфы... Потому они здесь охотно остаются после уроков, в том числе чтобы общаться не только через гаджеты. Они действительно другие, они умнее нас во многих вещах, просто у них в силу технологических зависимостей часто нарушены коммуникативные навыки... Даже у продвинутых ребят, которым есть что сказать. А надо, чтобы они умели говорить, заявлять о себе, подать себя.

У "Точек роста" есть еще одна цель - создание положительного контента о школе, о том, что там происходит, устами и руками детей. Это вызывает доверие в их среде. Как пример - наш опыт, когда мы готовили с Роскосмосом открытие в школах региона космических классов. Ожидали ажиотажа, думали, что это вызовет огромный интерес, ан нет - там же физика, биология, химия, информатика, математика... Когда подключили ребят к раскрутке этой истории, они правильно это "упаковали", и у нас значительно расширился перечень классов, учеников стало больше. То есть теперь мы понимаем, что какие-то вещи без помощи детей мы просто не сможем донести до их сверстников. Родителей, для которых космос тоже уже не мечта детства, агитировать бесполезно. Мы можем воздействовать только на ребенка и через его интерес решать вопросы технологического суверенитета нашей страны.

Ключевой вопрос

Многие ли выпускники профильных колледжей и вузов потом идут работать учителями?

Светлана Трусенева: В школы идет каждый второй из тех, кто выпускается. Это неплохой показатель для вузовского образования, но для нас он еще низок, наша задача - его повысить.

Практически нет оттока из числа тех, кто пришел в школу и начал работать. Еще лет пять-семь назад молодые специалисты приходили, пробовали себя и уходили, не проработав и года. Сейчас те, кто приходит в систему, более устойчивы, потому что во все учебные программы вуза и колледжа интегрированы наши школы как ресурсные центры. Студенты к ним привыкают, у них уже нет страха перед школой, это мы побороли.

Обновляемся мы также за счет приезжих из других российских регионов. Этот год не совсем показателен, потому что к нам приехало меньше людей, но тем не менее среди новых учителей, пришедших в школы, почти половина, около 200 человек, - это наши выпускники и 170 - из других субъектов РФ, это учителя с опытом работы.

Цифра

126,4 тысячи учеников посещают школы Калининградской области. Их обучают 7482 педагога.