Екатеринбургский театр кукол встретил свой юбилей новым спектаклем

Постаревший Буратино, крохотная кукла-марионетка, шаркающей походкой подходит к перевязанной бантом коробке, осторожно открывает крышку и едва сдерживает смешок, негодник, увидев Мальвину - увы, уже не девочку с голубыми волосами, а старушку с седыми буклями. Но время не властно над сказочными героями, и минуту спустя эта пара, забыв о возрасте, кружится в танце, неловком, трогательном, смешном… до слез.

Премьера спектакля "И оживают куклы… Дверь на сцену" стала подарком, который юбиляр - Екатеринбургский театр кукол, в эти дни отметивший 90-летие, - подарил любимым зрителям. Такой вот день рождения наоборот, в театре и не такое бывает. Спектакль придумывали всей труппой, в его основу легли концертные номера и отрывки из постановок, когда-то составлявшие славу театра, а потом исчезнувшие из репертуара. Вот интересно, куда при этом девались куклы, эти маленькие живые существа, что происходит с ними, когда по разным причинам уходит в небытие их спектакль, их жизнь?

- Всех кукол мы бережно храним, - заверил директор театра Петр Стражников. - Иногда, бывает, возвращаем в репертуар ушедший спектакль, тогда они дожидаются своего часа. Иногда пристраиваем, как котят, в хорошие руки студентов-кукольников театрального института. И юбилейный спектакль мы не случайно так назвали: мы хотели, чтоб ожили куклы, давно скучавшие по сцене.

А зрители смогли бы вспомнить знаменитые постановки - "Иллюзион", "Картинки с выставки", "Башмачкин", "Маленькие трагедии"… Впрочем, разве все упомнишь и перечислишь? У каждого поколения юных зрителей, открывающих для себя мир театра, свои фавориты.

- Готовясь к юбилею, мы постарались собрать некоторую статистику и выяснили, что за 90 лет театр посетило около полумиллиона человек, - говорит Петр Стражников. - Получается, на наших спектаклях выросло шесть поколений зрителей.

Начавшийся в 1932 году спектаклем "Степка-растрепка", который актеры-энтузиасты возили на подводах по окрестным деревням, в начале семидесятых с приходом легендарного режиссера Романа Виндермана театр начал осваивать более сложную драматургию, другой театральный язык, все чаще на его сцене ставили спектакли для взрослых зрителей и шел разговор о "взрослых" вещах. Так осталось и по сей день, куклы становятся героями Чехова, Достоевского, Шекспира, Пушкина, Сервантеса. Вот и премьерный спектакль, поставленный главным режиссером театра Евгением Сивко, тоже получился совершенно не похожим на бодрый юбилейный капустник. Это философские размышления о профессии актера: она бывает неблагодарной, жертвенной, никогда не отпускающей, но единственной, ради которой стоит жить. О главном чуде театра, умеющего превращать неживое, тряпичное, деревянное в живое, думающее, страдающее, счастливое, настоящее.

Разумеется, про "Курочку Рябу" и "Трех поросят" никто не забывает, интересы седьмого поколения учитываются. Благо, театр отмечает юбилей в старом, намоленном, но обновленном доме, где созданы все условия для творчества, где работают три сцены, а в ближайших планах открытие еще двух. Четвертая появится в театральном кафе, зрители смогут пообщаться с куклами накоротке, а пятая - под самой крышей, с музеем "Петрушкин дом". В нем поселятся куклы-ветераны, и даже первый спектакль с условным названием "История города в куклах" для них уже придумывают: он будет посвящен 300-летию Екатеринбурга и расскажет как об исторических личностях, так и о современных жителях.

Ну и все же нельзя не упомянуть о подарках юбиляру. Как раз к празднику мэрия Екатеринбурга огласила список победителей премии Татищева и де Геннина. В номинации "За заслуги в области образования, культуры и искусства" премия присуждена авторскому коллективу, создателям кинетического театра "Время чудес" на фасаде Екатеринбургского театра кукол. Среди них - главный художник театра Юлия Селаври, главный режиссер Евгений Сивко и директор Петр Стражников. Оживающий механизм аж с семью Петрушками из разных стран стал новым объектом притяжения в городе. К нему привозят туристов и приходят горожане, и трижды в день он заставляет прохожих при первых звуках музыки мчаться занимать места с наилучшим обзором, так что администрации пришлось похлопотать о создании пешеходного перехода.

Вторая новость пришла из столицы в день, когда екатеринбургские кукольники отмечали юбилей: новый спектакль "Гоголь. Триптих" вошел в список номинантов национальной театральной премии "Золотая маска", причем сразу в четырех номинациях: лучший спектакль, режиссер, художник и лучшая мужская роль. А еще приятнее, что горадминистрация немедленно выделила театру 500 тысяч рублей в качестве "проездного билета" для поездки в Москву на конкурс "Золотой маски", который состоится весной.

- Если сравнить театр с человеком, на сколько лет себя чувствует юбиляр? - спросили мы Петра Стражникова.

- Да уж точно не на 90, - не задумываясь, ответил он. - Лет на 30-40, возраст расцвета, самое плодотворное и счастливое время. Театр современен, активен, востребован и полон планов на будущее.