Есть много версий о происхождении этого московского топонима. Лично мне больше всех нравится легенда о грабителях Марье и Илье, которые орудовали здесь в дремучем Средневековье. Неподалеку была дорога из Москвы в Ярославль, куда в возах шло много транзитного товара. Илья обладал силой физической, а его подруга Марья - сверхъестественной: девушка заколдовывала путников, после чего ни они, ни охрана не оказывали сопротивления. А может, подмешивала что-то?
Но когда до Ивана дошли слухи, что Марья начала ему изменять, он ее взял да убил. Похоронили несчастную как настоящую колдунью - под деревом. Так роща стала называться Марьиной. Сейчас это без пяти километров центр Москвы, но до середины прошлого века местность считалась окраиной и привлекала самые темные личности. "Малин, что ли, мало в Марьиной Роще?" - грузила риторическим вопросом Глеба Жеглова знаменитая Манька Облигация.
Где находится: Шереметьевская улица, выход из метро "Марьина Роща".
Эта местность давно пользовалась недоброй славой. Сейчас здесь - центр российского телерадиовещания, а несколько веков назад тут было языческое капище. А сам передающий центр стоит на территории древнего погоста. Кладбище окружали болота, и только в XVII веке окрестности более-менее облагородили. Именно тогда тут вырыли тот самый Останкинский пруд, у которого местные жители сегодня так любят отдыхать с пивом в жару. При Петре I угодья были пожалованы семейству Шереметевых.
Началась "реновация" всего проклятого: облагородили территорию, построили усадьбу, парк при ней, открыли театр. И все это не понравилось местной ведунье Агафье. Судьба ее до сих пор покрыта мраком, но говорят, что когда Останкинскую башню накрывает туман, в дымке можно разглядеть очертания мерзкой старухи, грозящей наблюдателю клюкой. Ее видели здесь, например, в 2000 году, когда в башне случился страшный пожар. У останкинцев-рыбаков так и повелось: увидел Агафью - жди беды.
Где находится: улица Академика Королева, 12, станция монорельса "Телецентр".
До острова Балчуг, на котором стоит этот знаменитый дом советской партийной элиты, - 10 минут неспешным шагом от Кремля. Здесь в разные периоды жили Никита Хрущев, Лаврентий Берия, Анастас Микоян, Георгий Жуков, Демьян Бедный и еще пара сотен видных государственных деятелей той эпохи. Дом печально известен тем, что значительная часть жильцов была репрессирована по ложным обвинениям.
О тех временах напоминают установленные на здании таблички из серии "Последний адрес": заселился, работал, расстрелян, реабилитирован - по такой схеме строились пути десятков местных жителей, которых многие москвичи считали самыми счастливыми людьми на Земле. Ведь у них были отдельные квартиры, круглосуточно горячая и холодная вода - штука невиданная для Москвы 1930-х годов. Не было только одного - свободы: в доме под видом лифтеров "трудились" агенты спецслужб. С некоторыми современными жильцами удалось пообщаться: кое-кому из них в наследство достались "двушки" и даже "однушки" - элитной была только часть квартир в подъездах с 1-го по 12-й. А всего их там 25.
Тут кроется главная тайна дома. Подъезда N 11 здесь нет: после 10-го сразу же идет 12-й. Поговаривали, что 11-м был небольшой проход для работников НКВД в помещения с прослушкой. Впрочем, никакой лазейки не видно. По официальной версии, 11-й подъезд был запроектирован, но неудачно - квартиры оказались слишком маленькими, их расширили за счет 12-го подъезда.
А нумерацию решили оставить такую, чтобы потомкам было о чем посудачить. Жильцы, однако, рассказывают, что хотя постройка эта и добротная, как все сталинское, слышимость тут слишком хорошая. Иной раз до уха доносятся какие-то голоса из соседской квартиры. А может, это дух Демьяна Бедного слагает новые четверостишья?
Где находится: улица Серафимовича, 2, метро "Полянка".