В оригинале фильм называется "Ноцебо" - лекарство, которое не столько лечит, сколько инициирует в пациенте эффект самовнушения. Этот эффект станет движущей силой сюжета, многократно умноженной мистической природой страхов и страшных киножанров.
Кристина - дизайнер модной детской одежды. У нее отличный, позитивный муж Феликс и маленькая дочка Бобс. И все было бы отлично, если бы не собака с ее клещами, один из которых укусил Кристину. До появления собаки был, правда, таинственный звонок, который привел героиню в ужас, но его смысл так и останется секретом этого фильма.
Пандемия явно оказала влияние на замысел Гаррета Шэнли (сценарий) и Лоркана Финнегана (режиссер): клиническая картина болезни Кристин с ее респираторной маской напомнит об ужасах ковида. Приступы загадочной болезни с трясением рук и ночными кошмарами изнуряют Кристин и, хотя врач в кадре так и не появится, зато в дверь большого трехэтажного дома преуспевающих героев постучит большеглазая филиппинка Дайана и заявит, что пришла по вызову, причем твердо намерена здесь поселиться. Хоть изумленная Кристин никого не вызывала, незнакомку она впустит и даже предоставит ей комнату для жилья, и это будет первым недоумением попавшего в ловушку зрителя. Но поверим, что в Ирландии все такие доверчивые, потому что без веры не будет продолжения.
О вере станет все время толковать филиппинка Дайана, убеждая Кристину полностью ей довериться: она и повар хороший, и няня для Бобс, а главное, филиппинские методы лечения действуют похлеще всех европейских лекарств. Она это продемонстрирует при первом же припадке Кристины, пощекотав пациентку и переведя истошные стоны в гомерический хохот. Тут, конечно, и неверующий поверит в восточные чудеса.
Дайана с первых шагов в доме повела себя как его хозяйка. Она не раз поставит на место и Кристин, и даже скептика Феликса, и, конечно, влюбит в себя маленькую Бобс. Надо отдать должное режиссеру Финнегану: он умеет нагнетать тревогу. Причем буквально из ничего. Кристин просто будет лежать в кровати - а мы уже знаем: назревает что-то ужасное. За кадром в фонограмме стоны перерастут в хоровые вопли, и будет с этом что-то шаманское, ритуальное - не то смерть придет, не то освобождение. Подозрительным покажется содержимое чемоданчика Дайаны: какие-то железки и фото, какой-то инструмент типа детский ксилофон, тоже умеет издавать звуки. И то птица пролетит, то жук проползет - очень страшно.
Если разобраться, фильм о силе внушения. Телезрителям хорошо знаком этот гипноз: умельцы из ящика нас убедят в чем угодно. Так что это фильм еще и о безволии жертвы внушения и о ее готовности к любому безумию.
Облегчив в очередной раз мучения страждущей, Дайана поведает ей историю своего могущества. И пойдет рассказ о старухе Онго - ведьме, которая, умирая, передает свою душу той, кто рядом. Душа в виде мокрого цыпленка, отлетев, залетает в рот несчастной, и та тоже становится всемогущей. Рядом с умирающей оказалась как раз Дайана, и очень страшные подвывания за кадром сигнализируют: здесь надо бояться. Но Кристин не испугалась, а доверилась. Что из этого произойдет, не напишу - даже компьютерная клава леденеет от ужаса.
В роли Кристин - Ева Грин, звезда "Страшных сказок". Она убедительна в сценах, когда она стильная женщина, и вполне к себе беспощадна в эпизодах безумия. Но делает этот фильм, безусловно, филиппинская актриса Чай Фонасье. С ее марсианскими глазами и полутораметровым ростом она могла бы играть и самых сказочных фей и самых зловещих персонажей "Скайтреков". Неуловимое движение ресниц - и лицо, излучающее доброту, начинает источать угрозу, нежность переключается в жестокость.
Сценарий этого фильма принято бранить, а мне нравится это умение исподволь вводить в сюжет совершенно иного толка мотивы - социальные, мелодии угнетения и мести. Когда болезная Кристин оказывается безжалостным эксплуататором нищих выходцев из "третьего мира", а устрашившая зрительный зал Дайана… нет, не хочу становиться на тропу разоблачителя цирковых трюков. Но то, как постепенно все разрозненные нити картины собираются в крепкие, вполне объяснимые узлы, как мистика вдруг перетекает в реализм - мне понравилось. Самое разочаровывающее - это когда авторы, не в силах найти трезвое объяснение всем загадкам сюжета, все же полагаются на мистицизм, ибо мистика - простейший выход из сложнейшей ситуации. Но это в фильме скорее казус, чем метод.
Картина закончится как страшная сказка, или как начало какого-нибудь "Экзорциста" - обещанием сиквела, который то ли будет, то ли нет, но надо верить.