Перспективы этого сектора обозначил глава минпромторга. "Рынок беспилотной авиации, по оценкам экспертов "Аэронет", составит уже 120 млрд рублей в 2030 году. И мы намерены поддерживать развитие собственных компетенций в этой области", - отметил Денис Мантуров.
Рассказал он и о мерах поддержки для представителей современного сектора. Производители беспилотников могут претендовать на ряд мер поддержки от государства. Это и системные инструменты, включая займы ФРП, возможность стать резидентом технопарков в сфере радиоэлектроники с 2023 года. Также разработчики могут получить промышленную ипотеку. Предусмотрена и отраслевая поддержка. "Имею в виду налоговые и страховые льготы для разработчиков электроники и субсидии на НИОКР, в рамках которых компенсируется до 70% от стоимости разработки", - отметил Мантуров.
Выставка "Аэронет-2035" проходит в центре "Космонавтика и авиация" на ВДНХ. Для посетителей она будет открыта с 20 по 27 ноября.
Участие в выставке принимают 130 компаний, которые демонстрируют 170 разработок в области беспилотных авиационных систем. Все беспилотники, представленные на выставке, отечественного производства. Причем если до 2020 года степень локализации не превышала 10-15%, то есть в России изготавливались лишь отдельные части беспилотников, такие как элементы рамы, планера, воздушные винты, то сейчас уровень локализации можно оценить в среднем в 40%. Уже начинают применяться отечественные электродвигатели, налаживается изготовление полезных нагрузок, в том числе с оптическими и тепловизионными сенсорами отечественного производства.
Используются отечественные композиты и смолы, электронные устройства. К 2024 году российские производители рассчитывают выйти уже на 70% локализации внутри страны. Оставшуюся часть компонентов будут обеспечивать в рамках кооперации с поставщиками из дружественных стран.
По словам главы минпромторга, отечественные разработки находятся на таком же уровне, что и западные, с точки зрения технологичности. Но пока российским проектам не хватает массовости. То есть рынку нужно время, чтобы развиться и демонстрировать цифры в больших объемах.
Беспилотники уже используются на практике. Как отметил Сергей Собянин, в гражданском направлении беспилотники все больше занимают экономические ниши. "Это и транспортировка, и высокоточная съемка, и создание цифровых двойников, и контроль за коммунальной сферой, отраслью строительства и так далее", - сказал Собянин. Нужен федеральный российский центр в области беспилотных авиасистем, добавил он.
Как отметил генеральный директор Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем "АЭРОНЕКСТ" Глеб Бабинцев, результат применения беспилотников сегодня интегрирован в сотне производственных процессов в разных отраслях экономики, например, в лесоохране, мониторинг нефте- и газопроводов.
В проекты инвестируют частные компании. Например, "Газпром" снизил стоимость мониторинга в три раза за счет беспилотников, повысив производительность на 70%. "Тестирование сегодня затруднено из-за малого внимания властей к применению беспилотников", - добавил Бабинцев.