Будущее уже наступило: названы победители международной премии "Культура онлайн"

В проект Российского фонда культуры "Культура онлайн" в этом году было подано 319 заявок на международную премию. На нее претендовали номинанты из 53 регионов России, а также из стран ближнего зарубежья - Кыргызстана, Казахстана, Беларуси, Армении и неожиданно из Швейцарии.

Все проекты осуществлялись в digital-формате, а председателем экспертного совета, оценивающего работы на последнем этапе, был легендарный Юрий Башмет.

Переверни представление об успехе. Он не только для стариков

Лауреатом в номинации "Лучший онлайн-проект 2022" стал проект Фонда поддержки и развития современного искусства Art.coordinate "Teen art awards" - конкурс для подростков в возрасте 14-17 лет.

Перед ними стояла амбициозная цель - актуализировать классическое наследие в современном искусстве. По сути Teen art awards рискнул призвать молодежь к разрушению многовековых установок понятия успеха в искусстве. История заполнена биографиями великих художников, получивших признание в зрелом возрасте или даже после смерти. А сегодня сделать свой собственный уникальный вклад в культуру ежесекундно меняющегося мира имеют возможность и дети. Поколение зумеров потребляет информацию и производит идеи на совершенно другом уровне.

Чтобы у детей получилось, в поддержку выставки Teen art awards планируется провести лекции, перформансы, медиации и мастер-классы. В результате каждый сможет принять участие и открыться навстречу творчеству, став частью масштабного проекта в области современного искусства.

Поезжай в Старую Казань на "машине времени"

Пока подростки открываются навстречу большому творчеству, у некоторых участников конкурса появилась возможность путешествия во времени: образовательный проект "Переходъ" в состоянии перенести нас в двадцатый век. Оказавшись в Казани 1910 года, можно пройтись по улицам и площадям воссозданным в виртуальной реальности кропотливым и дотошным трудом историков, археологов, архитекторов-реставраторов, специалистов по VR программированию и визуализации. "Историческая достоверность основана на обработке более трех тысяч архивных фотографий и сканировании города лидаром", - сообщает официальный сайт проекта.

Эффект путешествия на "машине времени" обеспечивают шлемы виртуальной реальности Oculus Quest 2 и контроллеры, которые позволяют сравнить современную Казань с дореволюционной. Все афиши и вывески взяты из архивов и библиотек.

Существуют отдельные путешествия в старую Казань для школьников, где экскурсия сопровождается интерактивными упражнениями. Культурный поход озвучивает заслуженный артист России Владимир Еремин, чьим голосом обычно говорит в переводе Аль Пачино.

"Удивительно, сколько кропотливой работы было проделано большой проектной командой. Для нас важна историческая точность и детали. Мы превратили архивные фотографии в цветные улицы города. В таком виде история города интересна и взрослым, и детям!" - прокомментировала директор проекта Александра Елисеева.

"Переходъ" - был номинирован на премию "Культура онлайн" в категории "Лучшее IT-решение для культурной сферы". Отправиться в прошлое можно в Национальном музее Республики Татарстан.

Подобные проекты позволяют воспринимать культуру и историю как что-то более интересное, чем пыльные страницы учебников.

В друзьях у Юнга

Подкаст "Двенадцать друзей Юнга" также получил премию в номинации "Лучший просветительский проект". Информационное агентство ТАСС решило объяснить простому слушателю понятие "архетипы" и показать, почему без них "невозможна ни одна история, будь то Библия, фильм Квентина Тарантино или реклама Coca-Cola". Первый эпизод, своеобразный пролог к следующим двенадцати выпускам подкаста, рассказывает о том, как сложную и безграничную личность человека можно уложить в 12 типах и упростить любую историю до простых схем и составляющих. Стоит ли это делать? - Тоже вопрос.

Каждый последующий эпизод - тщательный разбор одного из типов характеров. Слушая данный подкаст можно узнать - кто вы в этой психологической классификации, примерить на себя роль героя романов и понять, были бы вы персонажем, "который жертвует всем ради других", или тем, кто "преодолевает себя" в ходе сюжета. Не понятно, насколько это верно, но это точно любопытно.