В ходе Транспортной недели, которая в эти дни проходит в Москве, заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов заявил, что до конца осенней сессии будет рассмотрен во втором и третьем чтении законопроект, регулирующий деятельность такси.
Действующий законопроект 2011 года не отвечает уровню развития отрасли. Например, он не регулирует деятельность агрегаторов такси.
В новом законопроекте будет прописана ответственность агрегаторов, упрощен доступ к работе в такси самозанятых, а также установлены дополнительные требования к водителям.
Так, будет введен ряд ограничений, касаемых доступа к управлению такси. Если будущий водитель такси был лишен прав, то со дня восстановления документа должно пройти не меньше года. Не сможет сесть за руль такси тот, кто имеет три и более неоплаченных штрафов за нарушения правил дорожного движения.
Законопроект предполагает создание сразу нескольких реестров такси: регионального реестра служб заказа такси, регионального реестра перевозчиков, а также регионального реестра автомобилей такси. Также будет создана федеральная государственная информационная система легковых такси, которая будет собирать, обрабатывать, систематизировать и хранить сведения о реестрах такси. Собранные сведения могут быть предоставлены уполномоченным федеральным органам по их запросу.
Одна из самых ожидаемых норм - возможность работать в такси самозанятым. Для этого им не нужно будет создавать ИП. Однако самозанятые смогут работать только через агрегаторы. В случае ДТП, любых конфликтных и нештатных ситуаций самозанятые и агрегаторы разделят ответственность.
Новый законопроект позволит урегулировать социально значимую отрасль, в которой трудятся сотни тысяч человек. По официальным данным, на рынке такси задействован 1 миллион 270 тысяч транспортных средств, а количество вовлеченных в эту сферу граждан достигает 1,5 миллиона человек.
Эксперты считают, что меры, обозначенные в законопроекте, позволят сделать поездки на такси безопаснее.
Эксперты отмечают, что новый законопроект затрагивает интересы всех участников отрасли, поэтому важно соблюсти баланс этих интересов.
Несмотря на то, что новый законопроект в целом отвечает текущим реалиям отрасли, в нем есть ряд спорных моментов, которые вызывают опасения у экспертов. Например, необходимость установки механизмов контроля усталости и сонливости водителей такси. 10 ноября в Госдуму был внесен законопроект, регламентирующий применение тахографов в автомобилях такси. По оценкам экспертов стоимость установки таких приборов будет находиться в диапазоне 25 - 80 тысяч рублей. Эксперты считают, что это станет существенной нагрузкой для перевозчиков. Сегодня в свете дефицита автомобилей, подорожания запчастей и, в целом, увеличения стоимости содержания авто, таксомоторный рынок оказался под серьезным давлением. Обязанность закупать дополнительное дорогостоящее оборудование может оказаться критической нагрузкой.