Этот миф неоднократно разбивал сам же режиссер. Он говорил, что если к окончанию первого варианта сценария претендентов на роль Веры не было, то уже последующие варианты дорабатывались конкретно под Людмилу Марковну, "с учетом ее личных и артистических качеств". "Роль как бы "надевалась" на актрису", - писал Рязанов в своей книге "Неподведенные итоги".
На самом деле, как вспоминают актеры, на съемках "Вокзала для двоих" был праздник импровизации. Например, Никита Михалков рассказывал, что многие его знаменитые реплики - "сама, сама", "ты не ушибся, падла" - родились прямо в кадре. Что касается Басилашвили, то дело было так. "Одна сцена меня не устраивала, - вспоминал актер, - мне казалось, что она написана литературно, фальшиво, а речь шла о близости и нежности между мужчиной и женщиной. Со мной не согласились. Я ушел, думал, что меня заменят. Но через два дня Люся написала мне текст, и она меня угадала, с тех пор мы с ней дружили, хотя до этого я на нее смотрел снизу вверх".
Город Заступинск, конечно, выдуманный, но все локации реальные. Фильм снимали в районе Витебского вокзала Ленинграда, на Рижском в Москве и на станции Лосиноостровская. А вот колония и деревня - это действительно Подмосковье.
Здесь есть доля правды. Актриса Алла Будницкая вскоре после выхода "Вокзала для двоих" на экраны стала получать предложения от телевизионщиков. Прогноз погоды не передавала, но в ее резюме десятки программ. Что касается фильма, то зрители не простили Аллу Зиновьевну. "Вскоре после премьеры я пошла на рынок, и мне не продали мяса, продавец сказал: "Иди отсюда, как ты могла так поступить, такого человека подставила!"
Мифологи и журналисты любят приписывать "слезы" Брежневу: если верить публикациям, то генсек "переплакал" все картины, которые выходили в его бытность. Про слезы Андропова - из той же серии. Благословения главы государства фильму Рязанова не требовалось. Он в одночасье стал народным. Зрители назвали его лучшим фильмом года, Гурченко - лучшей актрисой. Признали киноленту и профессионалы - "Вокзал для двоих" получил Государственную премию, фильм также участвовал в Каннском кинофестивале.
"Как Рязанов был моим соседом"
Журналист "РГ" не без иронии судьбы узнал, что жил там, где начиналась любимая миллионами история.
Я тогда только переехал в Москву из родного Нижнего Тагила, в этом легендарном уральском городе я жил в микрорайоне Красный Камень - на самой его галерке, где-то между женской колонией и крупной железнодорожной станцией Смычка. Между окриками надзирателей и эхом дикторов. Вид тоже был не из дивных - я жил в аварийной хрущевке, во дворе стояли еще более ветхие дома, их называли бараками, за ними лагерная вышка, дело в том, что когда-то на месте колонии был концлагерь.
В Москве я устроился на телестудию программ и доккино. Мы делали модный в те годы формат - фильмы о фильмах. Первым моим заданием оказалась картина "Вокзал для двоих", одна из моих любимых. Финал - где Гурченко с Басилашвили бегут в колонию, и она кричит: "Играй!" - до сих пор пробивает мою журналистскую толстокожесть до слез. Кстати, Олег Басилашвили однажды поделился со мной неожиданной трактовкой: "Это такое иносказание, все мы бежим в тюрьму, и нам кажется, что наша тюрьма значительно лучше, чем другая. Вместо того чтобы разрушить клетку и стать свободными, мы требуем, чтобы нам два-три раза в день открывали решетку, давали баланду, и нам больше ничего не надо".
Известно от исследователей кино: Рязанова на фильм вдохновили две реальные истории. Первая - трагичная. Один популярный композитор взял на себя вину актрисы, сбившей пешехода. Актриса, к слову, все еще блистает на сцене и об этом случае предпочитает не вспоминать. Вторая история - из разряда анекдота. Поэт Ярослав Смеляков как-то "отпросился" из лагеря, чтобы навестить своих товарищей по несчастью, кинодраматургов Валерия Фрида и Юлия Дунского. Поэт должен был вернуться к утренней поверке, иначе бы зачли за побег. И все трое проспали.
Но согласитесь: для рождения шедевра даже таких историй мало?
Однажды мне позвонила продюсер и сказала "готовься к встрече с Рязановым". Я перечитал, и пересмотрел, наверное, все его интервью, и как-то вечером сел читать книгу воспоминаний режиссера "Неподведенные итоги". И посреди ночи как обухом по голове - запись из дневника: "В Нижнем Тагиле я попросил отвезти меня на окраину города в поселок Красный Камень, где я будучи пятнадцатилетним пареньком прожил в эвакуации". Как? Сам Рязанов жил в Нижнем Тагиле, да еще на Красном Камне? Кстати, тут Эльдар Александрович немного ошибся - это все-таки не поселок, а микрорайон. Дальше ко мне подкатила тревога, которая всегда опережает открытия. Читаю: "Барак, в котором мы размещались, находился между концлагерем и железнодорожной сортировочной станцией "Смычка".
Не может быть!
"Пейзаж, конечно, изменился. И я не смог точно определить, в котором именно из четырех сохранившихся бараков я жил. Процветает и концлагерь - там теперь содержатся женщины. И, конечно, шла работа на сортировочной станции. Доносились голоса диспетчеров через динамики. Я испытал удивительное чувство…", - продолжал Рязанов.
Я ущипнул себя, перечитал снова, мысленно на цыпочках подошел к своему окну - этот вид я и сейчас помню - вышка зоны, прожектора Смычки, бараки…
В других источниках Рязанов "укрупнял" воспоминания - оказывается, в Тагил он приехал вместе с матерью, братом и отчимом, который руководил заводом металлоконструкций. Жили они здесь год. Рязанов учился в школе № 5, нынче на ее месте храм, до школы ходил через Смычку. "Мы любили смотреть, как поезда несутся по путям".
В ту же ночь я нарыл еще одну красивую историю из тагильской жизни теперь уже моего "соседа" Рязанова. Ему нравилась одна девочка, и он мечтал пригласить ее на танцы. "Барышни-соседки по бараку, в котором мы жили, под пластинку учили меня танцевать, - вспоминал в одном из интервью Рязанов. - До сих пор вижу эту пластинку. На ней с одной стороны было танго. А с другой стороны - "Рио-Рита". Но признаться в своих чувствах Рязанов так и не решился, вскоре его отчима перевели в столицу. И дальше Рязанов говорит: "С дороги я, решившись, отправил девушке письмо с признаниями. И получил долгожданный ответ. Но было поздно: где Нижний Тагил, а где Москва".
Ох, Эльдар Александрович, оказывается, что все очень близко!
Появилась сумасшедшая идея - установить вместе с Рязановым, в каком же именно бараке он жил? Любому городу не помешают связи с кино.
В один из дней мы с операторами поехали по местам съемок "Вокзала для двоих". Село Новогоришино. 60 километров от Москвы в сторону Дмитрова. Это здесь та самая колония, в которой содержался герой Басилашвили… На самом деле здесь сидели несовершеннолетние, некоторые из них, рассказали мне бывшие надзиратели, учили знаменитого актера выжимать тряпку. "А вообще он такой высокомерный был, Гурченко - и та попроще".
Рядом с Новогоришино спит деревня Коверьянки, где снимались финальные сцены. Из поколения в поколение здесь передается история о том самом доме, в котором проспали герои Гурченко и Басилашвили. "Снимали два дома, на самом деле они и сегодня даже того же окраса, что тогда". Знают потомки и где та дорога - по которой под мелодию Александра Петрова герои бежали на поверку.
Дороги, кстати, никакой в ту съемочную зиму не было, ее пробили через поле специально для кино. С тех пор ее накатали, даже отсыпали. И вот я стою на ней, смотрю по сторонам, а был в тот день мороз, даже мело, все как в фильме, вот-вот Гурченко с Басилашвили из-за поворота выбегут с аккордеоном.
И вдруг звонок. Неизвестный номер.
- Это помощница Эльдара Александровича Рязанова, можете с ним поговорить? Передаю трубку.
Эльдар Александрович извинялся (вот человечище!) и говорил, что, увы, болезнь побеждает его, и дать большое телевизионное интервью он не сможет. Я тут же бросился рассказывать ему, что мы "соседи". Он засмеялся. Я обнаглел и начал было спрашивать - а где именно тот барак? Но он сказал, что уже плохо помнит, вроде барак был слева от колонии, если стоять спиной к Смычке… "Но нет, не помню, не буду врать", - слабый голос в трубке дрожал. И я еще раз набрался смелости, протараторил что-то про атмосферу, что от Тагила в его "Вокзале…"?
- Да, да, - видимо, стал проваливаться в воспоминания мой собеседник, - что-то, наверное, было, опыт режиссера - он же с детства…
Дальше Эльдар Александрович сказал мне что-то приятное, мол, пытливость ума - это хорошо в наши дни, и, поблагодарив меня (говорю же, человечище), распрощался.
Я почувствовал, как резко потеплело. Посреди запорошенного поля ты осознаешь, что какими-то невероятными путями твоя личная история пересеклась с историей великого фильма.
А бараки … Недавно мне сказали, что те самые, в которых жили во время войны эвакуированные, скорее всего, снесены. Мимо Красного Камня и сегодня мчатся тысячи поездов, а с другой стороны микрорайона течет медленная жизнь, схваченная колючей проволокой. Настоящий живой памятник "Вокзалу для двоих".
Я думаю, что всего сказанного выше достаточно, чтобы где-нибудь между женской колонией и Смычкой появилась хотя бы табличка с именем великого режиссера.