17.11.2022 10:19
Поделиться

В Сибири выросла популярность дискаунтеров и мини-маркетов

Ковидные ограничения, санкции, влияющие на импорт и экспорт товаров, уход "больших" международных брендов - потребительский рынок Сибири, как и общероссийский, претерпевает изменения. Об этом говорили эксперты и участники межрегионального форума бизнеса и власти "Дни ретейла в Сибири", прошедшего в новосибирском "Экспоцентре".

По словам руководителя направления по работе с розничными сетями Сибири и Дальнего Востока независимой исследовательской компании NielsenIQ и комитета по маркетингу, рекламе и PR организации МСП "Опора России" Марии Гараниной, сейчас рынок стремится к стабилизации. При этом товары в Сибири дорожают быстрее, чем в среднем по России, здесь уровень продовольственной инфляции достиг рекордных показателей - 20-30 процентов. А потребитель стал экономней, фокус его интереса смещается на магазины с более низкими ценами.

- Количество промоакций в марте резко снизилось, а сейчас оно начинает восстанавливаться. В 2020-2021 годах средняя скидка в торговых сетях в России составляла 27 процентов, в сентябре 2022-го - 23, а в Сибири и того меньше - 21-22 процента, - отметила Мария Гаранина.

- Потребительская активность снижается - фактически все сегменты находятся глубоко в отрицательной зоне, кроме продовольственного, - добавляет генеральный директор и основатель INFOLife Иван Федяков.

- Я бы не сказал, что ситуация критическая, все время что-то меняется. И мы видим, что сейчас происходит переформатирование, - отметил еще один тренд председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. - Сегодня достаточно различных форматов магазинов - не только моллов или гипермаркетов. Активно развиваются магазины у дома, дискаунтеры. И многие люди отдают им предпочтение, так как стали дорожить своим временем и не хотят тратить его на обход огромных площадей и покупку в том числе незапланированных вещей.

О планах увеличения числа небольших магазинов, максимально приближенных к жилым домам, на форуме заявили представители ведущих федеральных сетей. Так, "Магнит" намерен к концу 2023 года открыть в регионах Сибири еще 60 магазинов-дискаунтеров (сейчас их 40).

Компания X5 Retail Group (управляет магазинами нескольких торговых сетей, включая "Пятерочку", "Перекресток") до конца года откроет в Сибири еще 130 магазинов (вдобавок к нынешним 1 100), в том числе в Новосибирской области - около 35 (сейчас - 300).

По мнению Марии Гараниной, положительную динамику в торговле будут формировать два направления - дискаунтеры и мини-маркеты, и это окажет влияние на ассортимент товаров.

- Мы видим, что в Сибири многие категории ассортимента уходят в экономсегмент. Частично это происходит за счет замены поставщиков - у нас увеличивается доля локальных производителей, - отметила эксперт.

К примеру, как сообщил директор департамента по категорийному менеджменту Сибирского округа розничной сети "Магнит" Илья Ахмеджанов, в новом агросезоне компания увеличит поставки местных овощей в Сибири на 60 процентов. В частности, предприятия из Новосибирской области "Дары Ордынска" и "Ярковское" по долгосрочным контрактам готовы поставить более 14 тысяч тонн против девяти тысяч в сезоне 2021-2022 годов.

- Наша компания сфокусируется на самых востребованных потребительских позициях, входящих в список социально значимых продуктов, - капусте, картофеле, моркови, свекле. Сейчас доля этой продукции в агроконтрактах составляет 93 процента, - пояснил Илья Ахмеджанов.

По его словам, прямая работа с хозяйствами позволяет минимизировать влияние рыночной конъюнктуры и в течение всего года обеспечивать жителей Сибири отечественными овощами и фруктами по привлекательным ценам. В свою очередь, хозяйства при таком подходе могут эффективнее планировать производственный процесс, инвестировать в развитие бизнеса и качество продуктов.

О расширении локальной продукции на полках своих магазинов заявили и в X5 Group. Это в том числе оговорено соглашением о сотрудничестве между правительством Новосибирской области и компанией "Корпоративный центр ИКС 5".

- Меня интересует не только возможность для наших производителей разместить свои товары на полках магазинов и на складах Х5 Group, но и объемы инвестиций в наш регион, - прокомментировал соглашение губернатор Андрей Травников.

Прямая речь

Сергей Семка, заместитель губернатора Новосибирской области:

- В сфере ретейла в области действует ряд мер поддержки предпринимателей. Это компенсация затрат при доставке товаров первой необходимости в отдаленные села (далее 11 километров от райцентра), поддержка инвестпроектов в виде компенсации до 25 процентов затрат на капитальные вложения, а также многочисленные нефинансовые меры поддержки - сохранение нестационарных объектов торговли, развитие торговых сетей, распределительных центров и промышленно-логистического парка.