Лозунг "высокую моду - в массы" актуален как никогда, считают участники екатеринбургской Недели моды, в рамках которой прошла торгово-закупочная сессия с участием более 30 уральских дизайнеров. Идея минагропрома региона о коллаборации местных дизайнеров и торговли зрела полгода и воплотилась в жизнь.
- В Свердловской области более 550 торговых центров, в Екатеринбурге - 150. В мегаполисе есть пустующие площади, важно их заполнить. Но люди живут и на севере региона, и они тоже хотят одеваться красиво. Мы часто ездим по области и видим, сколько талантов в регионе, - отмечает директор центра "Гарантия качества" Людмила Расова.
Дизайнеры из Екатеринбурга и городов региона привезли на выставочную площадку в "Домну" - открытое в мае общедоступное городское пространство для предпринимателей - самые разные коллекции. Милые комплекты для грудничков, разноцветные женские толстовки с "глазами" ("око" в пушистых ресницах стало фирменным принтом одного из авторов), коллекцию мужской одежды (совершенно белой!), интересные шубки из экомеха, всевозможные сумки и рюкзачки и даже линейку вечерних платьев. Бутик одного дизайнера уже пообещали открыть в Екатеринбургском ТРК VEER Mall, но общим правилом это все же не стало. Почему?
Некоторые эксперты утверждают: никакой "новой моды" нет, все уже открыто, изобретено. Действительно, в истории гламура было все: монохром, полихром, этника, минимализм, "брюки превращаются…". И даже полный отказ от моды тоже был модным направлением. Сказать нечто неожиданное, прогреметь, ввести новые каноны вряд ли получится, особенно если речь идет не о высокой моде, а о массовом производстве - о том, что реально будут носить.
- Сложно придумать новую форму, новый крой. Но дизайнер может подобрать ткань, создать уникальный принт, сделать "выкрасы" - таких приемов много, и им стоит уделить внимание, - считает коммерческий директор универмага BOLSHOY Елена Петрайтис.
Конечно, есть среди уральских дизайнеров и настоящие звезды, их имена у всех на слуху. Но удивительная закономерность: стоит появиться в этой сфере творцу с новым взглядом, как он тут же уходит в премиум-сегмент. Но вывязать десяток авторских джемперов в месяц по 10-20 тысяч рублей за штуку - это скорее ремесленничество, а не современный бизнес. Как перейти к технологиям промышленного производства, тиражирования востребованных идей по доступным ценам? Без экономических знаний не обойтись, считают эксперты.
- Новые форматы появляются, когда люди реально занимаются бизнесом, а не только творчеством с позиции "я дизайнер, я так вижу". Нужно обязательно разрабатывать ассортиментную матрицу, определять, что и сколько продавать в будущий сезон, уметь правильно формировать стоимость, - перечисляет Елена Петрайтис.
- Важный фактор - цена. Однако наблюдаем, что понимания, почему та или иная вещь должна стоить именно столько, зачастую нет, - констатирует коммерческий директор ТРК VEER Mall Павел Изотов.
Самая большая проблема - нехватка бизнес-образования, подтверждает директор ТЦ "Комсомолл" Ксения Бельских. Оказывается, многие даже не знают, как зарегистрироваться в качестве самозанятого.
- Мы запустили проект для дизайнеров "Легкий старт", специально оборудовали для них торговые помещения, но активности не видим. На "Иннопроме" к нам записались 25 человек, перезвонили десять, приехали на место двое, договоры заключили - ноль. Причем часто задают удивительные вопросы, вроде: "Надо ли платить зарплату продавцам?", "Надо ли работать по субботам?". Предприниматель должен быть готов к ответственности, к определенным рискам - это нормально. И ТЦ не должны заниматься его образованием, - считает Бельских.
Многие начинающие предприниматели действительно не готовы к жестким правилам игры на рынке. Они часто - и справедливо - жалуются на высокие арендные ставки в ТЦ, на множество "непонятных регламентов". Так, владелица швейного производства с детской специализацией сетует на постоянные препоны в бизнесе. По ее словам, они не только мешают работе, но и влетают в копеечку.
- Например, от нас требуют, чтобы одежда была обязательно задекларирована. Нужны разные сертификаты - соответствия, качества, а это дополнительные затраты. Шитье одежды первого слоя для новорожденных требует специального помещения, а это тоже дополнительные расходы. С китайских производителей почему-то такого спроса нет, - обижается она.
Но регион не может самостоятельно отменить декларирование, значит, надо приспосабливаться, комментируют эксперты. Не хватает знаний - существуют обучающие программы. Те же ТРЦ приглашают в коворкинги, поддержкой креативных индустрий занимается и Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (кстати, в мультибрендовом бутике "Имена", открытом летом в VEER Mall при помощи СОФПП, производители одежды могут не платить за аренду). Но перед бизнесменами, особенно начинающими, стоит еще одна реальная проблема - отсутствие координации.
- Я 20 лет в бизнесе, мы начинали на продовольственном рынке. Тогда никто не знал, как выйти в торговые сети, как привезти продукты. Производители выпускали один вид молока, один вид мороженого, несколько сортов колбасы, а своего сыра в области вообще не было... И посмотрите, как сейчас развивается продовольственный рынок: всего в изобилии. Производители бьются, чтобы только войти в торговые залы. Вы проходите те же процессы, но находитесь в самом начале. Надо просто пройти этот путь, - советует Людмила Расова.
Вот только двадцати лет на то, чтобы "рынок отрегулировал себя сам", у отечественных производителей одежды нынче нет. Набираться опыта по примеру коллег из других отраслей им просто некогда. Очевидно, что импортозамещение в легпроме придется проводить по ускоренному сценарию - если мы действительно хотим не только есть, но и носить свое. Поэтому очень нужен единый координатор, своего рода "регулировщик", знакомый даже производителю детских распашонок из самого дальнего уголка региона. Кто им станет, пока не известно.