Впрочем, количество, как известно, может перерастать в качество. И если на первый национальный Кубок рационализации и производительности в Екатеринбург год назад приехало чуть более 200 конкурсантов и экспертов, то в этом году уже 400, причем к командам предприятий реального сектора добавились колледжи и вузы.
- Взрослые, состоявшиеся специалисты не всегда психологически готовы генерировать решения, которые на первый взгляд кажутся безумными. У студентов же этого барьера нет. Кроме того, ребята хотят подняться на социальном лифте, получить работу. Им есть куда расти, а взамен они готовы рисковать, и вот на этом стыке и возникают новые практики, - рассуждает гендиректор Агентства развития навыков и профессий Роберт Уразов.
Еще одним новшеством стало приглашение на Кубок предприятий, не являющихся участниками нацпроекта "Производительность труда".
- Основная задача, которую мы перед собой видим, - дать возможности ознакомиться не только с корпоративными или отраслевыми практиками бережливого производства. Конкурсанты могут быть из разных сфер, в том числе образовательной, главное - иметь интерес и инженерное мышление, - подчеркивает Уразов. - А расширяя возрастную границу участия, мы учим работать как с персоналом внутри компании, так и с теми, кто на внешней орбите: субпорядчиками, подрядчиками, поставщиками, клиентами, будущими работниками.
Количество направлений, по которым соревновались участники, тоже выросло: появились "Теория изобретательских задач" (ТРИЗ) и "Коллаборативные роботы" (коботы). В первой аудитории пока пусто: похоже, все на обеде, только один человек шагает из угла в угол, подглядывая в экран, - явно репетирует защиту проекта. На стене висит плакат, суть которого такова: азбучная истина - нельзя принимать на веру формулировку, в которой предлагают задачу. Проблему нужно пошагово сузить, найти корневое противоречие и устранить - это все равно что отыскать иглу Кощея в яйце, которое упрятано в кучу промежуточных объектов. В этот раз команды искали такую схему, которая позволит значительно сократить затраты на сбор, сортировку и утилизацию бытовых отходов на производстве.
В секции коботов бригада из четырех человек сосредоточенно забивает гвозди в паллету. Точнее, делают это два робота, а операторы руководят: подкручивают, подвинчивают что-то в механической руке. Сенсорные датчики реагируют на приближение оператора, машина тут же останавливается - она совершенно безопасна. Задание - собрать деревянный европоддон в масштабе 1:3, автоматизировав те операции, которые обычно делают вручную.
- Новые направления Кубка - это прямой запрос компаний. Сейчас в экономике России многое перестраивается, чтобы при этом не потерять, нужно уметь мыслить не только проектным способом, но и в логике изобретательских задач, - говорит Роберт Уразов. - Что касается коботов: по отдельности робот и оператор способны дать прирост производительности труда на 20-30 процентов, а вместе обеспечивают колоссальный эффект - до 500-600 процентов. Используя продвинутый инструментарий, можно выстроить производственные процессы по-другому. При этом кобот не ограничен алгоритмом, как обычный индустриальный робот.
В прошлом году конкурсанты совершенствовали интерфейс беспилотной системы навигации для тракторов и комбайнов, в этот раз пришлось поломать голову над оптимизацией железнодорожной станции. Надо было обеспечить прием состава и отправить вагоны на "нитку" графика, снизив суммарные затраты.
- Тут, наверное, разные полигоны РЖД собрались? - спрашиваю собравшихся. - Кто еще в этом разберется?
Оказалось нет: железнодорожники хотели именно взгляд со стороны клиента-грузоотправителя. И, поскольку он не замылен, шансов выиграть у представителей другой отрасли гораздо больше.
На "Фабрике процессов" стоит рабочий гул: имитируется процесс сборки пульта управления регулятора давления газа. В команде семь человек: пять операторов, логист и менеджер по улучшениям. Цель - выпустить десять изделий нужного качества в течение 20 минут с максимальной прибылью и минимальной себестоимостью.
- Это игровая форма производства, где вам дается за день три попытки, - объясняет гендиректор Федерального центра компетенций Николай Соломон. - Сначала вы узнаете, что должны собрать. Перед вторым раундом проводите анализ, что делали не так в первом: почему кто-то в команде стоял без дела, почему продукции вышло меньше, почему она стала убыточной? Затем вырабатываете улучшения и внедряете, фиксируете операционные результаты. На третьем этапе стабилизируете процесс. По сути, выходите на новые объемы производства и качество продукции.
Вообще многие соревновательные площадки со стороны похожи на игры взрослых в конструкторы. Такие наборы, деревянные или металлические, хорошо развивали фантазию в советском детстве, а теперь инженеры из подручных материалов строят каракури. Слово это японское и означает простейшие устройства для механизации ручного труда. В прошлом году команды придумывали, как облегчить загрузку полистирола в бункер. В этот раз оптимизировали работу оператора, который вручную поднимает 30-килограммовую металлическую плиту, переворачивает, а напарник тем временем режет ее болгаркой.
Конечно, конкурсантов не заставили таскать тяжести: роль металла выполнили плиты из прессованной стружки. Все остальное в задачке осталось: исключить лишние движения, наклоны и подъемы, то есть сделать процесс проще и удобнее. Устройства, предложенные участниками, получились очень разными: где-то нужно тянуть за рукоятку, пока секция рольганга (роликового конвейера) не дойдет до упора, где-то плиты переносит деревянный подъемный кран, а где-то действует механизм, похожий на то, как раскладывается диван.
Особенность Кубка - предельная практическая направленность: задачи присылают с настоящих производств. Все дельные предложения, которые позволят их решить, будут внедрены. Но победители прошлого года не могут заявляться повторно. Почему? Во-первых, так расширяется круг участников, во-вторых, исключается появление "профессиональных чемпионов", в-третьих, команды находятся в более-менее равных условиях, отвечают организаторы.
Кстати, в Свердловской области в нацпроект "Производительность труда" вовлечены уже 175 предприятий. Еще около сотни - в "листе ожидания".
- Помимо экономического эффекта, проект воодушевляет - приезжая в регион, мы убеждаемся в этом еще раз. Бизнес нельзя заставить делать то, что ему неинтересно и неполезно, - резюмирует Николай Соломон.
P.S.
Главную награду первенства в этом году завоевал комбинат "Электрохимприбор". Его же команда получила золото в направлении "Инженерное мышление. Каракури". Лучшим решением бизнес-ТРИЗ назвали решение компании "Харампурнефтегаз", а на питч-сессиях стартапов лидировал Высокогорский ГОК. Кроме того, еще одна свердловская компания, "УГМК-ИТ", завоевала первое место в компетенции "Коллаборативные роботы".