"Российская газета" публикует эксклюзивные фотографии со съемочной площадки "Вокзала для двоих", предоставленные телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция" специально для наших читателей.
"Вокзал для двоих" режиссер Эльдар Рязанов снял как завершающую часть трилогии о любви, в которую вошли его совместные работы со сценаристом Эмилем Брагинским - "Ирония судьбы, или С легким паром!" и "Служебный роман".
На фото: режиссер Эльдар Рязанов (в центре) на съемках фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.
Несмотря на довольно печальную завязку истории, согласно которой герою предстоит отбывать срок за чужую вину, сценарий был написан в облегченном, комедийном ключе. Съемки картины начались зимой 1982 года. Первыми снимали сцены, связанные с колонией: свидание Веры и Платона, их бег на утреннюю поверку. По словам режиссера, драматическая суть этих событий наложила отпечаток на атмосферу последующих версий сценария и окончательно определила жанр фильма как трагикомедию.
На фото (слева направо): Олег Басилашвили в роли Платона и режиссер Эльдар Рязанов на съемках фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.
Для Олега Басилашвили "Вокзал для двоих" стал третьей совместной работой с Эльдаром Рязановым, а пианист Платон Рябинин - первой положительной ролью, которую артист давно просил у режиссера.
На фото: Олег Басилашвили и Эльдар Рязанов на съемках фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.
Работа над фильмом "Вокзал для двоих" возобновила сотрудничество Эльдара Рязанова и Людмилы Гурченко ровно через двадцать один год после выхода комедии "Человек ниоткуда". Режиссер был восхищен профессионализмом актрисы, ее знанием этапов кинопроизводства и отношением к коллегам. В сценах с Олегом Басилашвили, где в кадре не требовалось присутствие героини, Гурченко оставалась на съемочной площадке и подыгрывала в полную силу, помогая партнеру выразить чувства персонажа.
На фото (за столом): Олег Басилашвили и Эльдар Рязанов и Людмила Гурченко на съемках фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.
Рязанов отмечал, что, пригласив интеллигента Никиту Михалкова на роль проводника Андрея, сыграл на контрасте социальных слоев артиста и персонажа. Из маленькой роли Михалков сумел создать яркий и объемный образ. Режиссеру особенно понравилась следующая придумка актера в сцене стычки в ресторане: во время разговора с Верой проводник отталкивает сложенными на груди руками подошедшего Рябинина, и тот улетает в угол, ломая стол.
На фото: съемки сцены в ресторане, фильм "Вокзал для двоих", 1982 год.
Авторы фильма сознательно включили в картину несколько моментов, не соответствующих реалиям жизни, но необходимых в развитии сюжета. Так, комплексный обед, заранее приготовленный на промежуточных станциях для пассажиров поездов дальнего следования, ушел в прошлое с появлением вагонов-ресторанов. К тому же, за правонарушение, вменяемое пианисту Рябинину, должна была грозить не режимная колония, а колония-поселение с более мягкими условиями содержания.
На фото: режиссер Эльдар Рязанов (в центре) со съемочной группой фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.
Основные события фильма разворачиваются в вымышленном городке Заступинск. Площадками для его съемки стали улочки Ленинграда, Таганская площадь столицы, сооружения и внутренние помещения Витебского вокзала Ленинграда и Рижского вокзала в Москве. Сцена прощания Веры и Платона были сняты на столичной станции Лосиноостровская, которую ранее Рязанов запечатлел в "Служебном романе".
На фото: режиссер Эльдар Рязанов (в центре) на Таганской площади со съемочной группой фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.
"Дебют на базаре" пианиста Рябинина снимали на Тушинском рынке в Москве. Специально собирать массовку не потребовалось, ее заменили обычные покупатели, пришедшие по своим делам.
На фото (в центре): Олег Басилашвили и Эльдар Рязанов на съемках фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.
Эпизоды картины, связанные с колонией, снимали в Московской области: в Икшинской воспитательной колонии для несовершеннолетних, в деревне Коверьянки и в районе города Лыткарино. Физически тяжело далась сцена бега героев по зимней трассе, причем не только Гурченко и Басилашвили. Оператор Вадим Алисов вспоминает, как он с камерой и помощниками сидел на санях и снимал происходящее, а остальные участники группы быстро везли их по дороге. Рязанов не был исключением и временами тоже выступал в качестве тягловой силы.
На фото: режиссер Эльдар Рязанов (за камерой) и оператор Вадим Алисов (на первом плане) на съемках фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.
"Вокзал для двоих" вышел на экраны 11 февраля 1983 года и был признан "Лучшим фильмом года" по версии журнала "Советский экран". Людмилу Гурченко зрители назвали "Лучшей актрисой года". На Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде исполнительница получила приз за "Лучшую женскую роль", а Эльдара Рязанова наградили "За вклад в развитие советской кинокомедии". В 1983 году картина была номинирована на главный приз Каннского кинофестиваля.
На фото: режиссер Эльдар Рязанов (в центре) на съемках фильма "Вокзал для двоих", 1982 год.