Никита, о какой перемотке речь? О чем ваша комедия?
Никита Владимиров: Фильм о том, что иногда в суете дней забываем правильно расставить приоритеты, прыгаем с одного дела на другое, пытаемся усидеть сразу на десяти стульях. И в эти моменты мы иногда упускаем очень важные вещи, связанные с семьей, с близкими. Пока носимся по делам, не видим, как растут наши дети, как стареют родители. В конце концов, упускаем собственное "я". И, к сожалению, слишком поздно понимаем истинную цену этого забега за карьерой, деньгами, статусом.
Герой фильма, менеджер страховой компании, именно так и живет. Начальник ему внушает, что любовь - это лирика для слабаков, а настоящий мужчина должен зарабатывать деньги, быть самцом. И наш Максим гонится за этими придуманными ценностями, пока однажды не сталкивается с чудаковатой таксисткой, Тамарой Петровной. С ней связан волшебный элемент фильма - героиня Татьяны Анатольевны Догилевой отправляет нашего героя в "путешествие" сквозь его собственное прошлое: за полчаса у него проматывается год жизни, а к концу дня мы его видим 80-летним стариком…
Все три ваши фильма многие бы сняли как остросоциальное кино, вы же предпочитаете мягкую иронию.
Никита Владимиров: Вокруг и без того достаточно агрессии, зачем же множить ее на экране? Потом, лично меня не тянет снимать остросоциальные фильмы с глубоким кинематографическим высказыванием. Мне интереснее говорить о серьезных вещах через юмор, иронию. Поэтому "Я на перемотке!" - это тоже добрая, легкая, светлая комедия с поэтичной атмосферой летнего Петербурга в районе Финского залива. И даже цветовая гамма в фильме соответствующая - мы с оператором Василием Ивановым и художником Софьей Матвеевой решили, что у нас все будет в белых, голубых и оранжевых тонах. Все-все - костюмы, предметы, даже автомобили. И в массовке, кажется, задействовали всех рыжих людей Петербурга.
В знак солидарности оператор и художница перекрасили волосы в рыжий цвет, а я - в голубой. В первый раз в жизни покрасился, и у моих домашних чуть инфаркт не случился, когда я вошел. Стилистика фильма нами выбрана, конечно же, не случайно. Хотелось, чтобы зритель, с одной стороны, не подумал, что его уводят в какую-то сюрреалистическую дичь, а с другой стороны, чтобы эта реальность была чуть больше раскрашена, чем наша обычная жизнь, в которой часто не хватает солнца и красок…
Андрей Бурковский, сыгравший главную роль, легко вписался в гамму вашего фильма.
Никита Владимиров: Он во всех смыслах для этого проекта был идеальным артистом. Кинематографисты часто любят снимать его в каких-то отрицательных образах, но мне захотелось показать его с другой стороны - милым, трогательным. И думаю, ему было интересно у нас сниматься, ведь не каждый день актеру представляется возможность сыграть сразу два десятка образов - вы его увидите и молодым, худеньким начинающим карьеристом, и солидным человеком в очках, и с бородой. В сцене, где его герою 80 лет, одним пластическим гримом не обойдешься, надо по-настоящему сыграть старика.
Первые ваши фильмы, в том числе "Карп отмороженный", который вы сняли как продюсер, посвящены теме взаимоотношений родителей и их повзрослевших детей.
Никита Владимиров: В новом фильме эта тема тоже возникает, правда, в гораздо меньшем объеме. Я не знаю почему, но меня она эмоционально очень цепляет. Мне есть над чем работать в моих отношениях с мамой, бабушкой, моим маленьким сыном. Это важно понять - как найти баланс между родительской опекой, собственной самостоятельностью и не потерять контакт с близкими. Опека никуда не денется, сколько бы лет тебе ни было. Я когда приезжаю в Петербург и останавливаюсь у мамы, через день уже звучат комментарии: "Что ты вещи разбросал, убери". Или переживания по поводу, надел ли я шапку, не голоден ли я, "может, хочешь борща?". Правда, чтобы оценить теплоту дома, вкус маминого борща, надо из дома уехать. Я поэтому и отселил себя в Москву. И сейчас с радостью постоянно возвращаюсь в Петербург - по-прежнему ощущая себя петербуржцем, но каждый раз я смотрю на город свежим взглядом.
Вот так же, как надо не рвать с родным городом, нельзя рвать с родными. Коммуникация с близкими - это навык, который надо развивать. Можно отказаться от каких-то друзей-товарищей, если между вами пробежала кошка. Можно развестись с женой, если не сошлись характерами. Но родители у тебя только такие, какие есть, и надо найти способ с ними дружить. Причем, мне кажется, ответственность за поиск этого способа лежит на ребенке. Бессмысленно предъявлять претензии родителям - мол, что вы мне делаете замечания, я уже взрослый. Их уже не изменить. Надо просто понять, как работает "мамино счастье", и выстраивать на этом стратегию.
… Гм, например?
Никита Владимиров: У каждого свое решение. Но я знаю точно, что если мама спрашивает, как дела, а дела так себе, то не надо вываливать на маму эту правду. "Отлично, мама! Дела огонь, просто супер!"
Но ведь…
Никита Владимиров: … врать нехорошо? Да, нехорошо. Ну а что, лучше мамины слезы? Ведь она все равно не сможет помочь тебе с твоими проблемами, а переживать будет. Кстати, выстраивая коннект с близкими, очень важно находить что-то общее. Чтобы вопросы крутились не только вокруг "как дела?", "что посмотрел?", "кушать будешь?" - об этом в какой-то момент становится скучно разговаривать. И я поэтому вдвойне, втройне был счастлив работать с бабушкой. Это не просто разговор о том-сем - мы что-то делали вместе.
У вас сразу возникла идея пригласить в "Карпа отмороженного" Алису Бруновну?
Никита Владимиров: Главную роль - учительницы, которая решила организовать собственные похороны, - сыграла замечательно Марина Неелова. Но вначале была идея, что Алиса Бруновна сыграет главную роль. Не потому, что она моя бабушка и мне легче уговорить ее сняться в кино. У меня нет меркантильного отношения к ней. Просто она уже много лет до этого не выходила на съемочную площадку, а мне хотелось, чтобы она продолжала работать. Это особенно важно для людей в возрасте - как минимум это продлевает жизнь. Но Алиса Бруновна отказалась от той роли, сказала, что нечто подобное она уже играла.
Да еще и с Евгением Мироновым в паре - в драме Константина Худякова "На Верхней Масловке". И все же - ради любимого внука…
Никита Владимиров: Бабушка - из тех актрис, которые настолько любят свою профессию, что хотят попробовать что-то новое для себя. И в "Карпе отмороженном" Алиса Бруновна обратила внимание на роль второго плана, соседки главной героини. Ей было интересно сыграть эксцентричную бабку. Режиссеры и продюсеры любят эксплуатировать уже сложившийся, полюбившийся зрителям образ. И я своих коллег понимаю. Но понимаю и актеров. Несколько раз пытался уговорить сняться у меня Инну Михайловну Чурикову. Но все, что предлагал, ей неинтересно. Вот как отгадать, какая тема зацепит Чурикову? И потом, таким актерам очень важно, в какой компании они будут сниматься.
Александр Адабашьян мне признался, что согласился, не читая сценарий, сняться в "Родителях строгого режима", когда узнал, что его партнершей будет Алиса Фрейндлих.
Никита Владимиров: Кстати, Алиса Бруновна долго не соглашалась сниматься в этой комедии. Но на съемочной площадке она ни разу не дала мне почувствовать какого-то недоверия, за что я бабушке очень благодарен.
Вообще, я счастлив, что мне довелось поработать и с Александром Адабашьяном, и с Ольгой Волковой, и с Сергеем Мигицко, и с Анной Алексахиной, и с Мариной Нееловой. Это поколение - не только кладезь профессиональных знаний и жизненного опыта. Они обладают невероятной культурой, которая была заложена в них во времена, когда понятие "артист" имело больше ценности, чем сегодня. Общение с ними - подарок. Рядом с ними и речь фильтруешь, и спину ровнее держишь, и боишься как-то оплошать.
Вы принципиально снимаете именно "актерское" кино?
Никита Владимиров: На мой субъективный взгляд, каким бы Андрей Тарковский великим режиссером ни был, в сердце народа он не попадает. Смыслы, заложенные в его фильмах, могут перевернуть мировосприятие зрителя - если зритель поймет, что ему хотели сказать. Даже если режиссер гениальный. А кино, допустим, Эльдара Рязанова - чувственное, сердечное, потому что актерское. И мне хочется работать на этом поле.
Темы, которых касаются ваши фильмы, близки большинству людей.
Никита Владимиров: Да, в этом смысле мне повезло. Я не гонюсь за чем-то суперсложным. Даже в театральном институте, когда нам на первом курсе актерского факультета (Никита учился на актера в школе-студии МХАТ в Москве, затем перевелся на продюсерский факультет того же вуза. - Ред.) дали играть Достоевского, я спрашивал у педагога: "Зачем, мы же первокурсники, "идиоты", ничего толком в жизни не смыслим, зато в нас энергии через край, давайте лучше сделаем "Красную шапочку"! Нет, я не за то, чтобы понижать уровень образования студента. Но я не понимаю и того, почему работать над условной "Красной шапочкой" - ничтожно, позорно, это "на потребу". Почему кино должно быть только сложно, только про боль? Во всяком случае, это все не мое. Возможно, в детстве меня перекормили спектаклями и фильмами простыми и понятными, и дома я видел людей простых и понятных, в смысле их отношения к жизни и окружающим. Вот для таких же простых и понятных зрителей мне хочется делать свои фильмы.
Помню, на кинофестивале в Тобольске вы вдруг сказали, что вам важно успеть не только посмотреть местный Кремль, но и посетить общественную баню. Признаюсь, прозвучало неожиданно.
Никита Владимиров: Почему? Мой папа очень любил народный отдых - зимой обязательно лыжи, ватрушки, летом - рыбалка. И баня - круглый год. Ребенок, конечно, в качестве бесплатного парильщика. Так что я банный фанат, при этом хожу только в общественные бани. И в Тобольске с удовольствием сходил - там никакого алкоголя и мата, интеллигентные мужики. И что характерно - стегали себя пихтовыми вениками. Крепкий народ.
Может, вам стоит снять документальный фильм, своего рода банную карту России?
Никита Владимиров: У меня была идея фильма про баню, когда-нибудь доберусь до нее. Сейчас идет в кино большой фильм "Сердце пармы" - может, когда-нибудь выйдет и "Сердце пара".