18.11.2022 20:34
    Поделиться

    Банк России разработал подходы к регулированию рассрочки

    Банк России разработал подходы к регулированию рынка рассрочки, по поводу которого уже не раз выражал свою обеспокоенность. По мнению ЦБ, отсутствие единого свода правил ставит под угрозу права потребителей, а компаниям и банкам не дает адекватно оценивать кредитоспособность граждан. По мнению экспертов, опрошенных "РГ", эти меры позволят сделать рынок прозрачным, обуздать риски высокой закредитованности населения и упростят ритейлерам решение спорных вопросов.
    iStock

    Так, регулятор хочет ввести требования к информированию потребителей и содержанию договора, ограничить размер неустойки за просрочку, дать возможность покупателю запретить уступку прав требования.

    "Чтобы потребитель точно понимал, что рассрочка не бесплатна, Банк России предлагает запретить устанавливать разные цены на товар в зависимости от наличия рассрочки и ввести обязанность раскрывать ее стоимость. Также следует рассмотреть варианты ограничения стоимости рассрочки", - указали в ЦБ.

    Регулятор хочет ввести требования к информированию потребителей и содержанию договора, ограничить размер неустойки за просрочку

    Кроме того, в Банке России считают, что у покупателя должна быть возможность в течение определенного "периода охлаждения" отказаться от рассрочки вместе с возвратом товара, а также в любой момент досрочно выплатить рассрочку по заранее известной процедуре.

    "Крайне важно обеспечить полное и честное информирование потребителя о стоимости услуги рассрочки, а также правильный расчёт долговой нагрузки, учитывая потенциальное влияние на риски дефолта, особенно при рассрочке на крупные покупки", - пояснили "РГ" в пресс-службе Банка России, отметив, что предложения ЦБ по регулированию рассрочки направлены на решение этих задач.

    "Установление правил, безусловно, окажет влияние на бизнес-процессы компаний, предоставляющих эту услугу, но нам кажется это оправданным, поскольку поможет обеспечить и защиту потребителей, и устойчивость этого рынка", - считают в ЦБ.

    В Национальном бюро кредитных историй (НБКИ), одном из крупнейших в РФ, приветствуют инициативу. "Борьба с высокой закредитованностью населения является для Банка России одной из приоритетных задач, регулятор придает большое значение расчету показателя долговой нагрузки граждан. А растянутые во времени платежи по рассрочке могут являться значимым фактором дополнительного обременения заемщиков", - сказал директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

    Поэтому появление данных о рассрочках в кредитных историях способно существенным образом обогатить базу для более точного расчета долговой нагрузки граждан. "Это позволит кредиторам понимать реальное положение с платежеспособностью гражданина и принимать правильные решения в части возможности и условий его дальнейшего кредитования", - считает он.

    В нашей стране нет регулирования конкретно этой сферы, нет правил взаимодействия всех участников процесса, сетует руководитель проекта Народного фронта "За права заёмщиков" Евгения Лазарева. "Поэтому мы согласны, что эти правила должны быть и их необходимо закрепить в законе", - заявила она.

    По ее словам, программы рассрочки - это простой продукт и общемировая практика. "Порой, это намного комфортней и проще для потребителя, чем POS-кредит (вид кредита, выдаваемый непосредственно в торговых точкаx - "РГ"). И, конечно, с развитием финансового рынка и экономики в целом, таких продуктов будет больше", - прогнозируют "фронтовики".

    При этом установление правил никак не усложнит продажу товаров в рассрочку, поскольку операторам программ рассрочки и продавцам самим будет проще разрешать спорные вопросы, когда будут действовать правила, считает Лазарева.

    Глава аналитического управления БКФ-банка Максим Осадчий видит большой потенциал развития сервиса рассрочек в России. "Он может занять те же 2% рынка потребительского кредита, что и в глобальном масштабе. Для России размер этой ниши - около 200 млрд рублей. Но так как это направление активно развивается только начиная с прошлого года, то вряд ли совокупный портфель займов BNPL (рассрочек - "РГ") превышает 20 млрд рублей", - приводит свою оценку эксперт.

    Востребованность сервиса рассрочки возрастает в условиях снижения реальных располагаемых доходов населения, в первую очередь, из-за высокого уровня инфляции, считает Осадчий.

    Поделиться