Экономист Зельцер назвал самые прибыльные и надежные для вложений валюты дружественных стран

Часть валют тех стран, что пошли по санкционному пути против России, уже покинула российский рынок. Швейцарский франк, японская иена и британский фунт больше не котируются на Московской бирже.
iStock

Вместо них на отечественном рынке появляется все больше валют тех стран, с кем у нас тесные торговые отношения, а риск блокировки расчетов пониженный. Например, стали торговаться валютные пары с армянским драмом и южноафриканским рэндом. В Иране уже идут торги рублем и, скорее всего, в России также будут запущены биржевые торги риалом.

Растет популярность и китайских валют, будь то континентальный юань или гонконгский доллар. Сейчас ликвидность этих валютах не уступает доллару и евро.

Специально для "Российской газеты" эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Михаил Зельцер назвал ТОП-3 валют дружественных стран, которые могут принести максимальный доход при минимальном риске.

Китайский юань. Нацвалюта Поднебесной относится к международной резервной валюте. Доля юаня в глобальном обороте SWIFT и в структуре мировых золотовалютных резервов растет год от года.

По последним актуальным данным, доля юаня в международных резервах России за предыдущий год увеличилась в половину, и на 1 января 2022 года составила свыше 17%. На фоне блокировки странами-санкционерами части российских резервов китайский юань, по сути, сейчас является основным ликвидным активом резервного фонда.

Оборот двусторонней торговли Китай-Россия растет. После ухода международных корпораций и введения санкций на российское сырье китайский рынок становится основным. Поэтому немудрено, что спрос на китайскую валюту растет, замещая собой токсичные доллар и евро. Если мы посмотрим на объемы торгов на бирже парой CNY/RUB, то они уже превышают оборот с евро. А в отдельные торговые дни юань по ликвидности превосходит и доллар США. Например, оборот за 15 ноября юанем составил почти 93 млрд рублей, а долларом США - лишь 84 млрд рублей, в евро наторговали на 43 млрд. Процесс дедолларизации налицо.

Оценивая вероятность умеренного снижения российского рубля, восстановления юаня против самого доллара США и смягчения антиковидных мер в КНР, можно сделать вывод, что уже в начале 2023 года курс юаня может быть выше 9,5 рубля, что предполагает почти 12% плюс - к текущим уровням на Мосбирже.

Гонконгский доллар. Валюта китайской автономии с жесткой привязкой к доллару США. Волатильность пары USD/HKD минимальна и укладывается всего в 1%. Зато, если рубль начнет дешеветь относительно мировых валют, то гонконгский доллар будет в точности повторять динамику пары USD/RUB, только с меньшими рисками, чем в долларе США.

Относительно ноября прошлого года оборот торгов HKD на Мосбирже вырос в 150 раз. И сейчас за сутки проходит несколько сотен миллионов рублей. За октябрь 2022 года парой HKD/RUB наторговали свыше 4,5 млрд рублей - ликвидность вполне приемлема.

В качестве ближайшего ориентира укрепления HKD просматривается уровень 8,5 рубля или на 10% вверх от текущих показателей.

Дирхам ОАЭ. Валютной пары этой валюты на Мосбирже пока нет, но вероятность ее появления очень высока. Тем не менее, российские банки уже предлагают открытие счетов в валюте ОЭА и конверсионные операции с дирхамом.

Валюта ОАЭ имеет ту же специфику, что и гонконгский доллар. Это жесткая фиксированная привязка к доллару США и крайне низкая волатильность курса относительно USD. При этом страна является крупнейшим в мире транспортным и торговым хабом, выполняющим функции реэкспортера, что в условиях санкций особенно актуально.

Можно, конечно, присмотреться и к турецкой лире, но по соотношению риска и доходности вложений нацвалюта Турции явно проигрывает. Объемы торгов очень низкие, а волатильность лиры относительно доллара США критически высокая. Лишь за последний год лира девальвировалась к доллару в два раза, что делает ее самой слабой валютой в мире.

Однако, после обвала лиры относительно рубля с весеннего пика на 70%, пара TRY/RUB может технически отскочить до 20% вверх, но риски соответствующе высокие.