Во-первых, закончились эффекты пандемии и связанных с ней ограничений, поэтому исчезли основания для роста, сохранявшиеся на протяжении двух лет. Разнообразные ограничения людей в физическом мире (от запрета на посещение офисов до ограничений на путешествия и походы в магазины и кинотеатры) массово переключали людей на использование онлайновых сервисов для работы, отдыха и просто удовлетворения бытовых нужд. На фоне серьезных экономических проблем традиционного бизнеса в 2020 и 2021 технологические компании казались волшебно неуязвимыми.
Когда пандемийные ограничения остались в прошлом, люди не то, чтобы перестали пользоваться онлайновыми сервисами, но перешли в тот режим, который принято называть гибридным: рациональное сочетание возможностей цифровых и физических сервисов. Рост всевозможного онлайнового потребления сократился, и иногда даже сменился спадом.
Во-вторых, на смену экономическим проблемам времен пандемии вместо ожидавшегося бума пришло новое замедление мировой экономики, а кое-где заговорили и о рецессии. К огорчению инвесторов от потери веры в неуязвимость техногигантов добавился негатив, который касается всех. Технологическим компаниям пришлось оперативно реагировать, а самый быстрый и простой для них способ - сокращение расходов на персонал (важней статьи расхода для таких компаний). Сообщения об увольнениях в техногигантах стали сенсацией - до этого они служили примером ничем неостановимого роста. Теперь же техногиганты начинают становиться "как все", им тоже приходится переживать чередование взлетов и падений. Это свидетельствует о достижении ими зрелости - безудержная буйная юность заканчивается, но накопленные силы никуда не деваются.
В ряде случаев сокращение расходов на персонал достигается за счет активного внедрения гибридного режима, сочетающего и работу в офисе, и удаленную занятость. Лучшим примером здесь служит Microsoft: компания активно практикует гибридный режим внутри и одновременно активно разрабатывает инструменты для гибридной работы, благо они постоянно востребованы на рынке. Возможно, именно сбалансированный подход к гибридной организации труда позволил Microsoft ограничиться малыми на фоне других компаний сокращениями (около 1000 сотрудников, меньше 1% штатной численности).