Правовая канцелярия: как юрист запустила свой бренд ежедневников

Начинать собственное дело страшно даже в спокойное время, но особенно - теперь, когда из-за санкций даже состоявшиеся компании могут почувствовать себя неуверенно. Однако риск не останавливает по-настоящему амбициозных предпринимателей. Мы решили поговорить с Анной Пойловой, практикующим юристом и основательницей бренда канцелярских товаров LAWN, чтобы узнать, возможно ли достичь успеха в эпоху санкций, чем отличается работа по найму от работы на себя и как юридическая специальность может помочь блогерам и креаторам.
pr-службы компании LAWN

Чем вы занимались до того, как решили открыть собственный проект?

Анна Пойлова: У меня юридическое образование. Работать я начала еще в магистратуре: в государственных структурах, крупных компаниях, в банке, а параллельно вела свой блог. Я брала проекты, консультировала людей по резюме, сотрудничала с блогерами в части юриспруденции: составляла договоры, оферты и все такое. Зачем блогеру юрист? Блогер - это тот же предприниматель: человек, который работает на себя.

Я работала с известными блогерами, блогерами-миллионниками, но не хотела бы раскрывать их имена.

О каких юридических рисках вы бы посоветовали задуматься блогерам и инфлюенсерам? Что должны знать люди, которые начинают развиваться в этой сфере?

Анна Пойлова: В первую очередь, конечно, нужно задуматься об уникальности контента: если просто копипастить тексты или сценарии роликов, то рано или поздно к вам может прийти претензия о нарушении авторских прав. Мне кажется, нужно призывать блогеров и начинающих предпринимателей учиться разбираться в юридических основах: как защитить свои права, как зарегистрировать товарный знак, что такое депонирование и т.д. Еще одна важная тема - блогеры должны отчитываться о доходах с рекламы, как и любой предприниматель. И в этом тоже нужно разбираться. Азы должен изучить каждый.

При этом глобально юридическую работу все-таки лучше делегировать профессионалам. Обычно все проходят по одному и тому же пути: пытаются разобраться, терпят неудачу, выгорают и, наконец, нанимают юриста. Лучше уж нанять хорошего специалиста, который поставит все на рельсы, с самого начала. Каждый должен заниматься своим делом.

Хорошо, с блогерами разобрались. Теперь вы сама предприниматель и развиваете собственное дело. Как вы решились на это?

Анна Пойлова: Думаю, все началось с "выгорания" на основной работе. В феврале этого года я хотела уволиться, даже написала заявление. Думала открыть свою юридическую фирму: у меня было много проектов, которые я вела, в том числе работа с известными блогерами. Мне советовали развиваться в этом направлении, но я забрала заявление и продолжила работать в найме. Но в мае поняла, что хочу все-таки что-то изменить. Тогда я подумала: "А почему ни у кого нет юридической канцелярии? Такая вообще существует?" Я начала смотреть сайты - и ничего не нашла.

И тогда вы решили сделать свою?

Анна Пойлова: Думаю, тогда у меня был запрос найти свое дело. Я люблю, когда вокруг все красиво, особенно в работе. Мне нравится, когда ежедневник красивый, когда дорогая канцелярия... В школе я месяцами выбирала себе вещи: тетради, ежедневники, ручки.

Дизайн вы разрабатываете сами?

Анна Пойлова: Да, конечно. Всё я.

Каким вы увидели рынок канцелярской продукции, когда начали заниматься своей?

Анна Пойлова: Мне кажется, что в России уровень очень низкий. У нас просто нет достойных конкурентов. Если мы посмотрим европейский рынок, то там есть Moleskine, множество брендов, которые просто на шаг впереди. Они используют дорогую бумагу, у них огромная линейка товаров. У нас же... я не могу назвать даже пять конкурентов в моей сфере, потому что их просто нет. Наверное, это связано с низким уровнем оснащенности типографий - они не вывозят такой объем работы, у них нет оборудования, которое есть в Европе. А теперь будет еще сложнее.

Вы упомянули про февральские события. Расскажите, пожалуйста, как санкции повлияли на стоимость производства?

Анна Пойлова: Свое я открыла только в июне. Макет ежедневника я получила в мае, поэтому работала с ценами, которые имеем сейчас. Я не знаю, как было до, но одно могу сказать точно: себестоимость одного ежедневника огромная. Если сравнивать цены, то раньше за 2000 рублей можно было приобрести классный ежедневник, а сейчас тот же Moleskine формата A6 стоит минимум 2500 рублей.

Это окупается?

Анна Пойлова: Я окупилась за месяц.

Как вы думаете, чем ваша продукция отличается от канцелярии других производителей?

Анна Пойлова: У нас очень персонализированный сервис. Человек, который получает товар, видит нашу любовь каждый момент сотрудничества: начиная от заказа на сайте и заканчивая моментом доставки. У нас продуман каждый момент! Конечно, есть над чем поработать, но мне кажется, что у нас уникальный сервис. Мы очень оперативны. Кроме того, у нашей канцелярии узкая специализация: дизайн сделан для юристов. Такой канцелярии для юристов я не видела ни у кого. Мне кажется, это уникальный продукт. Конечно, любые юридические компании могут заказать мерч под себя, но канцелярии, которая лежит в открытом доступе, чтобы человек мог просто зайти и купить, - такого нет.

Можете сформулировать, чем хорошая канцелярия отличается от плохой?

Анна Пойлова: Нет таких понятий - "хорошая канцелярия", "плохая канцелярия". Я искренне считаю, что на каждый товар найдется свой потребитель. Моя продукция тоже не всем нравится: кому-то кажутся бредом все эти юридические штучки. Как говорится, tastes differ. Поэтому никаких критериев нет. Мне вообще кажется, что оценивать так продукты не имеет смысла, потому что сейчас за каждым продуктом должна стоять душа. Если этого нет, нет желания делать всё от чистого сердца, то бизнес не выживет. В каждом бизнесе должны быть креатив и уникальность, на этом держится почти всё. Нет этого - нет никакого бизнеса.

Страшно было начинать свое дело?

Анна Пойлова: Безусловно. Особенно потому, что я всегда работала в найме. Но я поняла, что эта работа у меня получается: во-первых, потому что я окупилась за месяц, во-вторых, у меня сразу сформировался поток постоянных клиентов. У меня есть чутье, как надо делать, и, наверное, это самое главное. Конечно, было безумно страшно! Мне было страшно вкладывать даже 100 000 рублей. Это деньги, которые я лично скопила, и очень жалко было с ними расставаться, потому что ты никогда не знаешь, получится у тебя или нет. Просто шагаешь в неизвестность.

Как вам удалось преодолеть страх?

Анна Пойлова: Я считаю, что самое лучшее вложение сейчас - это вложение в себя и в свой бизнес. Можно бесконечно бояться и просто сидеть на месте, а можно просто рискнуть и сделать. Всем, кто начинает - или хочет начать - свое дело, хочу посоветовать не бояться. Наше время - это время, когда долго думать нельзя: либо вы берете и делаете, либо вы просто бесконечно ждете подходящего момента. Я абсолютно уверена, что лучше уже не будет, поэтому мы должны адаптироваться к новым реалиям. Нужно проще относиться к деньгам. Если у предпринимателя есть мозги, он сможет заработать еще. Это не самое страшное, что можно потерять. В крайнем случае вы приобретете полезный опыт - это тоже важно.

Вы сказали, что российские типографии плохо оснащены. Как долго вам пришлось искать типографию для своей продукции?

Анна Пойлова: Сначала я смотрела аккаунты российских канцелярских брендов в социальных сетях - хотела найти через них, смотрела, на кого они подписаны, но потом поняла, что там нет ничего полезного, и попробовала просто поискать в интернете. Собственно, так все и получилось. Первая же типография - total match. Они мне сделали нереальные ежедневники потрясающего качества. Конечно, немного дороговато, но качество для меня принципиально.

У них более совершенное оборудование, чем в других типографиях?

Анна Пойлова: Не могу сказать, что оборудование у этой типографии передовое, но то, что мне необходимо, они делают. Они находятся в другом городе. Я выбрала не самую лучшую, просто в ней есть все, в чем я нуждаюсь. Если придет другой заказчик, его может что-то не устроить, и он обратится в другое место.

Специальность помогает вам в ведении дела?

Анна Пойлова: Безусловно. Я каждый день решаю кучу задач... Например, вчера я отгрузила товар в "Золотое яблоко". Перед отгрузкой нужно было заполнить кучу документов, оформить накладные, проверить договор перед заключением. Очень много нюансов. Договоры с подрядчиками и сотрудниками, документы на сайте, оферта, онлайн-касса - всё это делала я. Я контролирую весь процесс, начиная с открытия ИП. Знание основ очень упростило мне работу и помогло прилично сэкономить на юристе.

Какие ошибки вы как юрист видите у других творческих людей, которые занимаются бизнесом?

Анна Пойлова: Я не слежу за конкурентами. Это моя главная ошибка. Но, исходя из опыта работы с заказчиками, могу сказать, что в основном все они обращались ко мне, когда уже горело. Например, пришел штраф или у дверей появилась налоговая. До этого почти никто не поднимался со стула. Наверное, это менталитет. Хотя сейчас, конечно, реальность меняется: все больше предпринимателей стараются думать о юридической составляющей, анализировать юридические риски.

Чем для вас работа на себя отличается от работы в найме?

Анна Пойлова: В первую очередь, это свобода. Когда я работала на других людей, то постоянно чувствовала напряжение. Я не могла нормально вести соцсети, мне казалось, что за мной следят, меня контролируют, шаг вправо - расстрел. Сейчас же я могу сама строить свой график, планировать работу. Конечно, нет такого, что в будний день я гуляю, работать приходится много, но мне гораздо лучше, так как на саму себя.

Как вы думаете, чему вы научились за это время?

Анна Пойлова: В первую очередь - терять. Я готова к потерям, готова к рискам. Это еще одно отличие: найм исключает риск. Ты просто ходишь на работу и исполняешь свои обязанности по договору. Сейчас же уровень моей ответственности, количество и качество выполненной работы напрямую влияют на результат. Чем больше вкладываешься, тем больше отдача. Конечно при условии, что у вас есть крутой продукт.

Расскажите про помещение для своих товаров. Насколько я знаю, сейчас у вас есть офис, откуда покупатели могут забрать заказы. Что насчет собственного магазина?

Анна Пойлова: Сейчас я коплю деньги, чтобы открыть физический магазин - или, по крайней мере, снять офис побольше. Дома у меня уже огромный склад, я там просто не помещаюсь: куча коробок, этикеток... В офисе тоже не хватает места.

Вашу продукцию можно купить в "Золотом яблоке". Как вы вышли на представителей магазина? Как вам кажется, сложно ли начинающим предпринимателям представить свои товары на крупных платформах?

Анна Пойлова: Ну, скажем, на те же Wildberries и Ozon выйти очень легко, но это не моя целевая аудитория. Она мне не совсем подходит. Прежде чем ввести бренд в то же "Золотое яблоко", нужно пройти кучу проверок, кучу комиссий, и только после этого они озвучат решение. Я не могу сказать, что там очень сложные условия, что это нереально... Мне кажется, это вопрос удачи. На момент сотрудничества с "Золотым яблоком" моему бренду было полтора месяца. Не думала, что такое возможно. Наверное, моя заявка попала к нужному человеку.

Какие у вас планы на следующий год?

Анна Пойлова: Я хочу выйти минимум на три новые площадки, открыть новый офис и свой магазин, расширить штат сотрудников… На 2023 год у меня действительно большие планы, и в первую очередь, конечно, расти и развиваться.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы международного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития. IPQuorum исповедует доказательную редакционную политику и показывает на достоверных фактах и судьбах, что сегодня инновации возникают на пересечении разных идей и индустрий.