"Нередки случаи, когда единичная банка крема упаковывается в несколько слоев пластиковой и бумажной упаковки, а затем кладется в картонную коробку", - говорится в письме. За время проведения акции "Черная пятница" может образоваться до 3 млн тонн отходов упаковки, отмечают авторы обращения.
В РЭО добавляют, что объемы неперерабатываемой упаковки можно сократить до 50% благодаря отказу от пластика - это десятки тонн отходов только за время акции. Бизнес также попросили рассмотреть возможность уменьшения количества упаковки во время доставки товаров.
"По данным аналитики платежных систем, в прошлом году в "Черную пятницу" магазины одежды и аксессуаров увеличили продажи на 25%. А магазины техники - на 7%. Соответственно, увеличилось и количество упаковки, образованной за время проведения акции", - сказал глава РЭО Денис Буцаев. По его словам, это десятки тонн отходов. Конечно, эти товары распродали бы в какие-то другие дни. Но именно во время таких масштабных акций растет количество отходов (упаковка составляет до 50%), а также нагрузка на региональных операторов.
Конечно, полностью отказаться от упаковки нельзя: она защищает от повреждений заводскую упаковку товара, если она есть, или сам товар, а еще, например, разделяет продукты, которые по требованиям стандартов не могут соседствовать друг с другом, говорит президент АКИТ Артем Соколов. Однако, по его мнению, уменьшить объемы ее использования вполне реально, что собственно компании делают уже сейчас. Например, многие отказались от дополнительной упаковки товара, если его собственной вполне достаточно. Еще один способ - подбор упаковки соответствующего размера (это возможно, если товар хранится на складе интернет-площадки и его заявленные габариты соответствуют реальным). По словам ретейлеров, которые уже внедрили этот метод, даже такое простое решение позволило сократить расход упаковочных материалов примерно на треть. Кроме того, в приоритете - упаковка, которая может использоваться для вторичной переработки, сейчас в интернет-торговле ее больше половины - 55-65%, оценивает эксперт.
Но есть и не столь оптимистичные мнения. Бизнес не готов значительно уменьшать объемы упаковки, поэтому эти письма ни к каким результатам не приведут, уверен председатель Московской организации "Всероссийское общество охраны природы" Элмурод Расулмухамедов.
"Мы состоим в долгой переписке с коллегами из интернет-торговли и обсуждаем уменьшение количества упаковки", - говорит он. Пора переходить к конкретным и более жестким мерам, ввести штрафные санкции, предлагает Расулмухамедов. В магазинах есть свои технологические установки. Сейчас для бизнеса нет никаких штрафов, поэтому он просто спрятался за ответственностью потребителя, сказал Расулмухамедов.