Выступлением Минин-хора в Самаре завершился международный музыкальный фестиваль

В регионе завершился Международный музыкальный фестиваль "Самарская осень - 2022". Его финальными аккордами стали выступления Московского государственного академического камерного хора (Минин-хор) в Самаре и Тольятти с 18 по 20 ноября. Концерты, собравшие полные залы любителей высокого искусства, проходили при поддержке министерства культуры РФ в рамках Всероссийских филармонических сезонов.
"Программа, представленная самарцам, полна радости, признания любви к жизни, отчасти уже даже пред рождественская".
"Программа, представленная самарцам, полна радости, признания любви к жизни, отчасти уже даже пред рождественская". / Ирина Чечурина /РГ

Своеобразным прологом и давно назревшей дискуссией о развитии хорового искусства стала встреча художественного руководителя - главного дирижера Минин-хора Тимофея Гольберга в галерее "Новое пространство" с вокалистами двух сводных хоров Самары. А 20 ноября в Тольяттинской филармонии Московский хор представит одну из своих визитных карточек - симфонию-действо для солистов, хора, гобоя и ударных "Перезвоны" Валерия Гаврилина. Одно из величайших сочинений второй половины XX века,созданное в начале 1980-х годов для коллектива и Владимира Минина.

Днем ранее в концертном зале Самарской филармонии уже прозвучали Exsultate, jubilate В. Моцарта для сопрано с оркестром и Messa di Gloria Дж. Пуччини. Второе сочинение вызвало особый интерес слушателей, поскольку эта дипломная работа молодого композитора в Консерватории Лукки (1880) по форме представляет собой полную мессу, но, по сути, очень далекую от ортодоксальности. Сам дух сочинения вызывает ассоциации скорее с театральной, чем с церковной музыкой (в дальнейшем композитор использовал материал произведения в нескольких операх - прим.автора). По словам Тимофея Гольберга, программа, представленная самарцам религиозна только по форме, по своей сути, "она полна радости, признания любви к жизни, отчасти уже даже пред рождественская".

В интервью "РГ" худрук подчеркнул, что к Самаре, где последний раз коллектив Минин-хора выступал лет пять назад, он относится с особой теплотой, так как она по духу очень напоминает его родной Нижний Новгород. Здесь даже спится по-другому, отметил он.

- Обожаю архитектуру этого города, знаменитый самарский модерн, кованные балконы и решетки парков, - признался маэстро. - Что касается людей, то обычно за два-три дня гастролей остается очень мало времени на общение. Но в этот раз мне повезло. Мы почти два часа пообщались на творческой встрече и мастер-классе с представителями двух местных хоров, попели и поговорили. Обстановка была дружественная и взаимоучастливая, в которой как бы сами поднимались очень важные темы. Одной из них стало отсутствие в Самаре профессионального хора, хотя бы камерного, который бы развивал культуру и ценности, которые есть в хоровом искусстве региона. И я посоветовал студентам, пришедшим на встречу, бороться за новый хор, пока данный вопрос не будет вывешен афишно, дело не сдвинется с мертвой точки.

О том, что хоровое искусство в Самарской области и вообще на Волге любят, свидетельствовал не только аншлаг в залах, где проходили концерты. Следующий адрес гастрольного тура Минин-хора - Ульяновск. "Самара, Тольятти и Ульяновск - три города, где очень любят хоровое пение", - уточнил главный дирижер перед концертом.