По итогам года доля отечественных семян на российском рынке снизится на 5% и составит 60%, рассказала первый замминистра сельского хозяйства Оксана Лут на парламентских слушаниях в Госдуме. А минимум, сколько у нас должно быть своих семян, - 75%. Так указано в Доктрине продовольственной безопасности.
Аграрии "испугались" возможного прекращения поставок и закупили импорта впрок, пояснила Лут. Она напомнила, что несколько западных компаний отказались работать с Россией. Сейчас эти семена завозятся через третьи страны.
"Для нас эта ситуация является неприемлемой. Это стопроцентный риск того, что завтра любая из этих компаний не разрешит возить семена или их будет невозможно ввозить. И мы с вами останемся без семян", - сказала первый замминистра. Поэтому минсельхоз сейчас формирует план по квоте на импорт семян с разбивкой по годам, предполагающий постепенное снижение импорта и увеличение высевов своими семенами по всем критически важным культурам. Самая сложная ситуация сложилась с сахарной свеклой, здесь доля российских семян по итогам года составит всего 2% (годом ранее - 3%). Также в этом списке картофель (65% импорта), подсолнечник (73%), кукуруза (55%). Помимо "кнута" в виде квот на импорт, минсельхоз планирует предусмотреть и "пряник" - в виде увеличения господдержки на покупку отечественных семян.
Ранее глава минсельхоза Дмитрий Патрушев отмечал, что перейти на собственные семена получится за два-три года. Но для этого потребуется полностью перестроить работу. В последние годы отечественная селекция и генетика не развивались. Сорта регистрировались, но они не были востребованы бизнесом. Тогда как импортные семена продавались вместе с комплексным сопровождением - подбором подходящих средств защиты растений, консультациями, обучающими семинарами. Это позволяло аграриям повышать урожайность и достигать хороших урожаев, признавал Патрушев.
Ограничительные административные меры вдолгую показывают, как правило, негативный результат, и злоупотреблять ими не стоит, считает научный руководитель Центра технологического трансфера НИУ ВШЭ, директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов. Он напоминает, что у нас уже были неудачные примеры использования инструмента квотирования, например, в автопроме - к улучшению российских автомобилей это не привело.
"Если мы пытаемся помочь российским фермерам больше использовать российские семена, надо вводить меры по поддержке, а не по закрытию или ограничению рынка. А сейчас мы хотим избежать стресса для рынка, создав стресс искусственно", - говорит эксперт. Чтобы исправить ситуацию, надо создать в стране полноценную частную селекцию, считает Иванов. Коммерциализация уже доказала эффективность в самом АПК - это привело к существенному росту производительности труда, и Россия из страны нетто-импортера превратилась в нетто-экспортера агропродукции. А чтобы частная селекция в России заработала, нужно обеспечить компаниям возврат инвестиций и получение роялти за свою интеллектуальную собственность.